Парциальная программа Обучение грамоте детей дошкольного возраста Н.В.Нищева

Н. В. Нищева

Обучение грамоте
детей дошкольного возраста
Парциальная программа

Санкт-Петербург
ДЕТСТВО-ПРЕСС
2016

ББК 74.102
Н71

Нищева Н. В.

Н71

Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. — СПб. :
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. — 256 с.
ISBN 978-5-906750-97-6

В соответствии с ФГОС ДО, дошкольные образовательные организации при составлении основной образовательной программы могут использовать кроме примерной образовательной программы дошкольного образования и парциальные программы. Одной из таких программ является
парциальная программа «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Программа учитывает
образовательные потребности, интересы и мотивы дошкольников и членов их семей и предназначена для обучения грамоте детей дошкольного возраста в различных подразделениях ДОО, в учреждениях дополнительного образования, в семье. Парциальная программа может использоваться при
составлении основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе любой
примерной образовательной программы.
Рекомендована учителям-логопедам и воспитателям ДОО, педагогам дополнительного образования, родителям дошкольников.

ISBN 978-5-906750-97-6

© Нищева Н. В., 2015
© Оформление. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015

Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования данная парциальная образовательная программа направлена на развитие детей дошкольного возраста в образовательной области «Речевое развитие», предназначена для обучения дошкольников
грамоте, учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей
и членов их семей.
В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят научить читать своих подрастающих детей; при приеме в гимназии, лицеи и школы с углубленным изучением иностранного языка негласно отдается предпочтение читающим дошкольникам.
Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с четырех до пяти лет считают периодом «языковой одаренности», когда дети особенно восприимчивы
к звуковой стороне речи. Известный российский психолог Р. С. Немов настаи­
вает на том, что научение детей грамоте можно и необходимо перенести из
младшего школьного в дошкольный возраст и сделать обязанностью дошкольного обучения1.
Еще в прошлом веке такие российские ученые, как Л. С. Выготский,
Л. И. Божович, А. П. Усова, Е. И. Тихеева, признавали возможность обучения
грамоте дошкольников.
В соответствии с данной программой начинать обучение дошкольников
грамоте можно как в три-четыре, так и в пять-шесть лет. Процесс обучения
грамоте условно делится на четыре периода. Трем периодам обучения грамоте
предшествует предварительный добукварный период. Для работы по подготовке детей к обучению грамоте в добукварный период в соответствии с программой используются задания тетради «Развитие фонематических процессов
и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников». В первый
период обучения грамоте проводится 16 занятий, во второй — 21 занятие,
в третий — 18 занятий. Продолжительность каждого занятия 25—30 минут.
Обучение грамоте в соответствии с программой осуществляется с учетом
следующих условий:
• ребенок должен быть психологически готов к обучению грамоте, у него
должны быть достаточно развиты зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устная речь, пальцевая моторика;
• обучение следует проводить с использованием игровых методик, ориентируясь на игру как на основную форму деятельности дошкольника, так
как именно игра наиболее доступна, понятна и интересна дошкольникам,
именно в игре наиболее полно удовлетворяются их насущные потребности,
1

Немов Р. С. Психология. — М., «П», 1995, с. 280.

3

только в игре можно «как бы мимоходом достигать обучения чтению и письму», о чем писал еще К. Д. Ушинский;
• обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне, без
какого бы то ни было давления, насилия, выражения взрослым своего недовольства и разочарования, если ребенок в чем-то не оправдал его ожиданий;
• процесс обучения грамоте должен строиться только на материале правильно произносимых ребенком звуков, в связи с чем следует изменить традиционно принятую последовательность ознакомления детей с буквами русского
алфавита.
В соответствии с данной программой звуки позднего онтогенеза и соответствующие им буквы изучаются в последнюю очередь. Программа предлагает следующую последовательность изучения букв: А, У, О, И, Т, П, Н, М, К,
Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э, Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.
В основе обучения грамоте в соответствии с данной программой лежит
звуковой аналитико-синтетический метод, опирающийся на овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза. Чтобы научить ребенка читать,
его приводят к пониманию того, что речь рождается из слова. Дошкольник
усваивает звуко-слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков
буквами. Метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений — на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки и, наоборот, объединение звуков в слоги, слогов — в слова, слов в предложения.
Впервые обоснование звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте сделал К. Д. Ушинский в 1864 году в книге «Родное слово».
Именно он разработал конкретные методические приемы выполнения специальных упражнений для подготовки детей к усвоению грамоты на основе этого
метода.
В начале ХХ века Н. Ф. Бунаков, Д. И. Тихомиров, В. А. Флеров вносили
различные изменения в звуковой аналитико-синтетический метод. Работа над
усовершенствованием метода ведется и в настоящее время.

Задачи работы по обучению грамоте
детей дошкольного возраста
Предварительный добукварный период
Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, мышления, памяти.
Формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела, на плоскости, в пространстве.
Развитие навыков общения и связной речи. Формирование умения вести
диалог и связно излагать свои мысли.
Развитие фонематических процессов: восприятия, представлений.
Формирование понятий звук, гласный звук, согласный звук и умения оперировать этими понятиями.
Формирование понятий слог, слово, предложение.

I период
Развитие фонематических процессов, навыков 
звукового и слогового анализа и синтеза
Воспитание внимания к звуковой стороне речи.
Формирование умения различать гласные звуки по принципу контраста:
[у]—[а], [и]—[у], [э]—[о], [и]—[о], [э]—[у]; гласные, близкие по артикуляции:
[у]—[о].
Формирование умения дифференцировать согласные раннего онтогенеза,
отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах: [б]—[н], [м]—[т], [п]—[г]
и т. п.
Формирование умения различать слова, сходные по звучанию (кот — кит,
бочка — точка, миска — киска).
Формирование умения различать гласные и согласные звуки.
Формирование навыка выделения гласных звуков из ряда звуков.
Формирование первоначальных навыков анализа и синтеза. Обучение выполнению анализа и синтеза слияний гласных звуков.
Формирование навыков выделения начальных ударных гласных [а], [у],
[о], [и] из слов, различения слов с начальными ударными гласными.
Обучение выделению согласных звуков [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков,
cлогов, слов, из конца и начала слов; дифференциации звуков, отличающихся по артикуляционным и акустическим признакам ([м]—[н], [п]—[т], [б]—
[д], [к]—[т]) в ряду звуков, слогов, слов. Формирование умения производить
5

анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов и слов из трех
звуков (ам, он, пу, та, уха, кот).
Формирование умения подбирать слова с заданным звуком.
Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук и умения оперировать этими понятиями.
Развитие внимания к звукослоговой структуре слова в упражнениях на различение длинных и коротких слов; на простукивание, прохлопывание, протопывание слогового рисунка слова.
Формирование умения делить на слоги двусложные слова, состоящие из
открытых слогов (ма-ма, ва-та, ру-ка), и составлять слова из двух данных открытых слогов.
Обучение грамоте
Формирование понятия буква и представления о том, чем звук отличается
от буквы.
Ознакомление с гласными буквами А, У, О, И, с согласными буквами Т,
П, Н, М, К.
Формирование навыков конструирования букв из палочек, выкладывания
из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою
манки или песка и в воздухе. Обучение узнаванию «зашумленных», изображенных с недостающими элементами пройденных букв; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв.
Формирование навыков составления и чтения слияний гласных, закрытых
и открытых слогов и слов с пройденными буквами, осознанного чтения коротких слов.

II период

Развитие фонематических процессов, навыков 
звукового и слогового анализа и синтеза
Совершенствование умения различать на слух длинные и короткие слова.
Обучение запоминанию и воспроизведению цепочек слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
Обеспечение дальнейшего усвоения и использования в речи слов различной звукослоговой структуры.
Совершенствование умения различать на слух гласные звуки.
Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнения в различении на слух гласных и согласных звуков,
в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
Формирование умения различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности.
Закрепление навыка выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из
начала слова, согласных из конца и начала слова.
Совершенствование навыка анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится
с его произношением).
Формирование навыка различения согласных звуков по признакам: глухой — звонкий, твердый — мягкий.
Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук.
Формирование понятий звонкий согласный звук, глухой согласный звук,
мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
Формирование навыков слогового анализа и синтеза слов, состоящих из
двух слогов, одного слога, трех слогов.
Закрепление понятия слог и умения оперировать им.
Обучение грамоте
Закрепление понятия буква и представления о том, чем звук отличается от
буквы.
Ознакомление с буквами Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э.
Совершенствование навыков конструирования букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому
слою манки или песка и в воздухе. Обучение узнаванию «зашумленных» изображений пройденных букв; изученных букв, изображенных с недостающими
7

10

6

5

4

3

2

1

№
п/п
Содержание работы
I период

Ознакомление с артикуляцией звука [а]. Формирование умения
узнавать звук [а] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук
[а] в словах. Знакомство с буквой А. Конструирование и печатание буквы А. Формирование умения узнавать букву А в словах
Звук [у] и буква У
Ознакомление с артикуляцией звука [у]. Формирование умения
узнавать звук [у] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук
[у] в словах. Знакомство с буквой У. Конструирование и печатание буквы У. Формирование умения узнавать букву У в словах.
Составление и чтение слияний АУ, УА
Повторение и закреп- Формирование умения различать звуки [а], [у] в ряду звуков,
ление пройденного
слияний гласных, в начале слов. Закрепление знания букв А,
У. Печатание и чтение слияний АУ, УА. Закрепления навыка узнавания букв А, У в словах
Звук [о] и буква О
Ознакомление с артикуляцией звука [о]. Формирование умения
узнавать звук [о] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук
[о] в словах. Знакомство с буквой О. Конструирование и печатание буквы О. Формирование умения узнавать букву О в словах.
Составление и чтение слияний АО, ОА, УО, ОУ
Звук [и] и буква И
Ознакомление с артикуляцией звука [и]. Формирование умения
узнавать звук [и] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук
[и] из слова. Знакомство с буквой И. Конструирование и печатание буквы И. Формирование умения узнавать букву И в словах.
Составление и чтение слияний ИА, АИ, ИУ, УИ, ИО, ОИ
Звук [т] и буква Т
Ознакомление с артикуляцией звука [т]. Формирование навыка
выделения конечного и начального звука [т] из слов. Формирование умения подбирать слова, заканчивающиеся звуком [т]. Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звука [т].
Формирование умения делить двусложные слов (тата, тото)
на слоги. Знакомство с буквой Т. Конструирование и печатание

Звук [а] и буква А

Тема

Уметь выделять звук [и] из ряда гласных звуков, начальный
ударный из слов. Уметь подбирать слова, начинающиеся
с заданного гласного звука. Уметь печатать заглавную и прописную буквы Ии. Уметь находить букву И в словах. Уметь
составлять и читать слияния ИА, АИ, ИУ, УИ, ИО, ОИ
Уметь узнавать звук [т] в ряду звуков. Уметь выделять
звук [т] из конца и начала слов. Уметь подбирать слова, заканчивающиеся звуком [т] и начинающиеся со звука [т]. Уметь
делить на слоги двусложные слова из одинаковых слогов.
Уметь печатать заглавную и прописную буквы Тт. Уметь находить букву Т в словах. Уметь составлять и читать обратные

Уметь выделять звук [о] из ряда гласных звуков, начальный
ударный из слов. Уметь печатать заглавную и прописную
буквы Оо. Уметь находить букву О в словах. Уметь составлять и читать слияния АО, ОА, УО, ОУ

Уметь различать звуки [а], [у] в ряду звуков, слияний гласных, в начале слов. Уметь подбирать слова, начинающиеся
со звуков [а], [у]. Уметь печатать и читать слияния АУ, УА

Уметь выделять звук [у] из ряда гласных звуков, начальный
ударный из слов. Уметь печатать заглавную и прописную
буквы Уу. Уметь находить букву У в словах. Уметь составлять и читать слияния АУ, УА

Уметь выделять звук [а] из ряда гласных звуков, начальный
ударный из слов. Уметь печатать заглавную и прописную
буквы Аа. Уметь находить букву А в словах

Планируемые результаты

Комплексно-тематическое планирование занятий по обучению дошкольников грамоте
и планируемые результаты

11

Узнавать все пройденные буквы, читать слоги и слова
с ними. Уметь конструировать и трансформировать пройденные буквы. Уметь выполнять звуковой анализ закрытых
и открытых слогов с пройденными буквами

Уметь узнавать звук [н] в ряду звуков. Уметь выделять звук
[н] из конца и начала слов. Уметь подбирать слова, заканчивающиеся звуком [н] и начинающиеся со звука [н]. Уметь делить на слоги двусложные слова. Уметь печатать заглавную
и прописную буквы Нн. Уметь находить букву Н в словах.
Уметь составлять и читать обратные и прямые слоги, дву­
сложные слова с буквой Н

Повторение и закреп- Закрепление знания пройденных букв и умения читать слоги
ление пройденного
и слова с ними. Формирование навыков звукового анализа и синтеза открытых и закрытых слогов. Совершенствование навыка
конструирования и трансформирования пройденных букв из различных материалов

Звук [н] и буква Н

9

10

Ознакомление с артикуляцией звука [н]. Формирование умения
выделять конечный и начальный звук [н]. Формирование навыка подбора слов, заканчивающихся звуком [н]. Формирование
навыка подбора слов, начинающихся со звука [н]. Деление дву­
сложных слов (Нина, Ната, нота) на слоги. Буква Н. Конструирование и печатание буквы Н. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Н. Чтение двусложных слов с буквой Н. Узнавание
буквы Н в словах

Уметь узнавать звук [п] в ряду звуков. Уметь выделять звук
[п] из конца и начала слов. Уметь подбирать слова, заканчивающиеся звуком [п] и начинающиеся со звука [п]. Уметь
делить на слоги двусложные слова из одинаковых слогов.
Уметь печатать заглавную и прописную буквы Пп. Уметь
находить букву П в словах. Уметь составлять и читать обратные и прямые слоги, двусложные слова с буквой П

Звук [п] и буква П

8

Ознакомление с артикуляцией звука [п]. Формирование умения
выделять конечный и начальный звук [п]. Формирование навыка подбора слов, заканчивающихся звуком [п]. Формирование
навыка подбора слов, начинающихся со звука [п]. Деление дву­
сложных слов (папа) на слоги. Знакомство с буквой П. Конструирование и печатание буквы П. Чтение обратных и прямых слогов с буквой П. Чтение двусложных слов с буквой П. Узнавание
буквы П в словах

Повторение и закреп- Подбор слов на заданные звуки. Синтез и анализ слогов из двух Уметь подбирать слова, начинающиеся с заданного звука.
ление пройденного
звуков. Слоговой анализ двусложных слов. Составление и чте- Уметь составлять слоги из данных звуков и анализировать
ние слогов и слов из пройденных букв. Формирование умения слоги. Уметь читать слоги и слова из пройденных букв
различать правильно и неправильно написанные буквы. Закрепление знания правила «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы»

7

буквы Т. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Т. Чтение и прямые слоги, односложные и двусложные слова с буквой
двусложных слов с буквой Т. Узнавание буквы Т в словах. Озна- Т. Знать правило «Имена людей и клички животных пишутся
комление с правилом «Имена людей и клички животных пишут- с большой буквы»
ся с большой буквы»

II период1

Занятие 1
Образовательные задачи. Знакомство со звуками [б], [б’], буквой Бб.
Формирование понятий о твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных
звуков. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой.
Развивающие задачи. Развитие фонематического восприятия, навыков
звукового анализа и синтеза слов, мышления, общей и тонкой моторики, координации речи с движением.
Воспитательные задачи. Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на
занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, предметные картинки, буквари и тетради по числу детей, контейнер с цветными карандашами,
подносы с пластилином и салфетками по числу детей, синие шары по числу
детей, фишки, ведерко с пластмассовыми буквами.
Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Назови зверей».
Ход занятия
1. Организационный момент. Развитие зрительного внимания, навыков
фонематического анализа. Создание эмоционального положительного фона занятия. Объявление темы занятия.
Педагог приглашает детей за столики и здоровается с ними. Дети встают около своих стульчиков.
П е д а г о г. Посмотрите внимательно на картинки, которые лежат перед
вами.
Могут сесть те дети, у кого на карточках предметы, в названиях которых
есть звук [б].
Трое детей садятся.
П е д а г о г. Что за предметы у вас на картинках?
1-й р е б е н о к. Барабан.
2-й р е б е н о к. Бочка.
3-й р е б е н о к. Бусы.
П е д а г о г. Правильно. А почему не сел Вадик? Что у тебя на картинке?
4-й р е б е н о к. У меня пушка. В этом слове нет звука [б].
П е д а г о г. Верно. Все молодцы. Сегодня мы будем учится различать звук
[б] c другими звуками, познакомимся с буквой б, почитаем и поиграем.
2. Игра «Подними шарик». Развитие фонематического восприятия.
1
Во второй период работы используется «Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста
№ 2». — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

85

Педагог убирает картинки.
П е д а г о г. Произнесите звук [б].
Дети произносят звук.
П е д а г о г. Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, мы смыкаем губы. Значит, для прохождения воздуха есть преграда из губ. Как вы думаете, звук [б] гласный или согласный?
Д е т и. Согласный.
П е д а г о г. Верно. Его нельзя петь. И во рту есть преграда. Это губы.
Каким кружком мы будем обозначать этот звук?
Д е т и. Синим.
П е д а г о г. Правильно. Поэтому возьмите в руки по одному синему шарику. Вы будете их поднимать тогда, когда услышите звук [б]. Слушайте меня
внимательно.
Для упражнения используется следующий материал: а, б, п, б, м, т, б, н, б,
к; ат, об, ин, ба, бу, ты, бо, по; бык, бак, мак, суп, банан, каблук, бумага, палка.
Молодцы! Вы были очень внимательными.
3. Упражнение «Кто скорее?» Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Педагог убирает воздушные шары.
П е д а г о г. А сейчас новая игра. Она называется «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть
фишек больше всех. О, б. Что получилось?
1-й р е б е н о к. Об.
П е д а г о г. Верно. Получи фишку. У, б.
2-й р е б е н о к. Уб.
П е д а г о г. Правильно. Возьми фишку.
Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: ба, бо, бу, бак,
бок.
П е д а г о г. Чудесно! У кого же накопилось фишек больше всех?
Д е т и. У Вани.
П е д а г о г. Молодец, Ванюша. Давайте похлопаем ему.
4. Работа по букварю. Знакомство с буквой Бб. Совершенствование навыка чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи.
Педагог раздает детям буквари.
П е д а г о г. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней.
Бэллочка и Боря, сидя на заборе,
Булочки, баранки ели спозаранку.
В каких словах этого стихотворения есть звук [б]?
Д е т и. Бэллочка, Боря, заборе, булочки, баранки.
П е д а г о г. Посмотрите на картинку над стихотворением. Кого вы видите
на ней?
86

Д е т и. Это Бэллочка и Боря.
П е д а г о г. Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки.
Это большая и маленькая буквы Бб. Под ними вы видите два кружка. Это значит, что буква Б обозначает два звука [б] и [б’]. Синим кружком обозначают
твердый согласный звук [б], а зеленым — мягкий согласный звук [б’]. В русском языке много букв, которые обозначают по два звука. Например, буква П
обозначает звуки [п] и [п’] а буква Н — звуки [н] и [н’]. Буква К обозначает
звуки [к] и [к’] а буква М — звуки [м] и [м’]. Теперь мы с вами будем учиться
узнавать и различать твердые и мягкие согласные звуки. Но это еще не все из
того, что вы узнаете сегодня о согласных звуках. Произнесите звук [б] и в это
время прижмите ладонь к горлышку.
Дети выполняют задание.
П е д а г о г. Шумно или тихо в горлышке при произнесении звука [б]?
Д е т и. Шумно.
П е д а г о г. Это значит, что звук [б] — звонкий. А теперь произнесите звук
[п] и в это время прижмите ладонь к горлышку.
П е д а г о г. Шумно или тихо в горлышке при произнесении звука [п]?
Д е т и. Тихо.
П е д а г о г. Это значит, что звук [п] — глухой. Все согласные в русском
языке делятся на звонкие и глухие.
А теперь посмотрите на картинку в нижней части страницы. Сначала назовите предметы, названия которых начинаются со звука [б], а потом — со
зву­ка [б’].
Д е т и. Ботинки, барабан, баран, булка, бананы; бинокль, белка, бидон.
П е д а г о г. Верно. Еще раз посмотрите на большую букву Б. Какие палочки и другие элементы нужно взять, чтобы сложить эту букву?
Д е т и. Нужны длинная и короткая палочки и полукруг.
П е д а г о г. Пойдите к магнитной доске и сложите большую букву Б.
Дети выкладывают на доске букву Б.
П е д а г о г. Молодцы! Вот какие красивые буквы. Запомните, что полукруг
у большой буквы Б справа от длинной палочки внизу. А теперь идите за стол,
переверните страницу. Давайте слепим маленькую букву из пластилина так,
как показано на картинке.
Педагог ставит перед каждым ребенком поднос с пластилином и влажной салфеткой. Дети лепят букву из пластилина, вытирают руки. Педагог
убирает подносы.
П е д а г о г. Молодцы. Теперь давайте почитаем, что написано в зеленой
рамке.
1-й р е б е н о к. Ба.
2-й р е б е н о к. Бо.
3-й р е б е н о к. Бу.
4-й р е б е н о к. Би.
1-й р е б е н о к. Бак.
2-й р е б е н о к. Бок.
87

Содержание
Пояснительная записка ...........................................................................................3
Задачи работы по обучению грамоте детей дошкольного возраста ...................5
Предварительный добукварный период ................................................................5
I период......................................................................................................................5
II период.....................................................................................................................7
III период...................................................................................................................9
Комплексно-тематическое планирование занятий по обучению
дошкольников грамоте и планируемые результаты............................................10
Содержание работы по подготовке к обучению грамоте...................................21
Конспекты занятий.................................................................................................26
I период....................................................................................................................26
II период...................................................................................................................85
III период...............................................................................................................175
Методический комплект парциальной программы...........................................251

Наталия Валентиновна Нищева
Обучение грамоте детей дошкольного возраста
Парциальная программа
Главный редактор С. Д. Ермолаев
Редактор В. М. Ильин
Художник И. Н. Ржевцева
Корректоры Е. С. Русанова, Н. И. Григорьева
Дизайнер Ю. Б. Кулевич
Верстка А. Л. Сергеенок
ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
197348 СПб., а/я 45. Тел.: (812) 303-89-58
E-mail: detstvopress@mail.ru
www.detstvo-press.ru
Представительство в Москве: МОО «Разум»,
127434 Москва, Ивановская ул., д. 34.
Тел.: (499) 976-65-33
E-mail: razum34@gmail.com
www.raz-um.ru
Служба «Книга — почтой»:
ООО «АРОС-СПб»,
192029 Санкт-Петербург, а/я 37.
Тел. (812) 973-35-09
E-mail: arosbook@yandex.ru
Налоговая льгота — Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93—953000.
Подписано в печать 27.07.2016.
Формат 70×100 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная.
Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. 16,0. Доп. тираж 3000 экз. Заказ №        .
Отпечатано с готовых файлов заказчика
в ОАО «Первая Образцовая типография»,
филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ».
432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, д. 14.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».