Программа развития МКДОУ СОКОЛЕНОК 2021-2025гг

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

1

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

№
п/п

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1.

Паспорт Программы развития на 2021 - 2025г.г.

стр. 2-5

2.

Пояснительная записка

стр. 5-6

3.

Информационная справка

стр. 7-9

4.

Анализ деятельности МКДОУ

стр. 10-23

5.

Результаты SWOT –анализа потенциала МКДОУ

стр. 23-26

6.

Концепция Программы развития МКДОУ

стр. 26-28

7.

Стратегия развития МКДОУ

стр. 28-36

8.

Прогнозируемый результат Программы развития

стр. 36-37

9.

Финансовый план реализации Программы развития

10.

Управление Программой развития

стр. 37
стр. 37-39

2

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

1. Паспорт Программы развития МКДОУ «Детский сад «Соколенок» на
2021- 2025г.г.
Наименование
программы
Основания для
разработки программы

Назначение программы

Программа развития Муниципального казенного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида
«Соколенок»» на 2021-2025г.
• Федеральный Закон «Об образовании Российской Федерации от
29.12.2012 № 273;
• Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки от
17.10.2013 №1155;
• Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13);
• Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования»;
• Устав МКДОУ «Детский сад «Соколенок»;
• Основная образовательная программа МКДОУ «Детский сад
«Соколенок»
• Программа развития предназначена для определения перспективных
направлений развития образовательного учреждения на основе
анализа работы Учреждения за предыдущий период.

• В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные

Проблемы

Сроки реализации
Авторы

направления обновления содержания образования и организации
воспитания, управление дошкольным учреждением на основе
инновационных процессов.
• Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях
реализации новой государственной образовательной политики,
становление открытой, гибкой и доступной системы образования;
• Объективное ухудшение здоровья поступающих в детский сад
детей, отрицательно сказывается на получении ими качественного
образования;
• Недостаточная готовность и включённость родителей в управление
качеством образования детей;
• Необходимость интенсификации педагогического труда, повышение
его качества и результативности педагогов к применению
современных образовательных технологий;
• Необходимость
расширения
сферы
дополнительных
образовательных услуг;
• Создание доступной среды для детей - инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
Программа реализуется в период с 2021 года по 2025 год
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Соколенок»: заведующий, творческая группа
3

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

воспитателей.
Цель

Задачи

Совершенствование в Учреждении системы интегративного
образования в соответствии с ФГОС, реализующего право каждого
ребенка, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, на качественное
дошкольное образование, полноценное развитие в период
дошкольного детства, как основы успешной социализации и
самореализации.
• Совершенствование системы здоровьесберегающей деятельности
учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников;

• Повышение качества образования в Учреждении через внедрение
современных педагогических технологий, в том числе
информационноКоммуникационных;
 Повышение уровня профессиональной компетентности
педагогов,создание условий для повышения мотивации
профессиональной деятельности педагогов МКДОУ, через
формирование компетенций в соответствии с требованиями
Профессионального стандарта.
• Использование возможностей сетевого взаимодействия с целью
обеспечения преемственности образовательных программ
дошкольного и начального общего образования;
• Совершенствование материально-технического и программного
обеспечения;
• Обновление развивающей образовательной среды Учреждения,
способствующей самореализации ребёнка в разных видах
деятельности, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ;

• Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка
через расширение самостоятельного выбора деятельности (через
расширение кружковой деятельности в ДОУ, дополнительное
образование в ДОУ);

• Развитие системы управления Учреждением на основе включения
Ожидаемые
результаты:

родителей в управленческий процесс.
Для Учреждения:
• повышение конкурентоспособности учреждения;
• улучшение материально-технического обеспечения
для
реализации программы дошкольного образования, в том числе обучение
и воспитание инвалидов и лиц с ОВЗ.
Для воспитанников:
• получение
полноценного
качественного
образования
в
соответствии с индивидуальными запросами и возможностями
каждого ребенка, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ;
• улучшение состояния физического, психического и
социального здоровья.
Для педагогического коллектива:
• повышение интереса к профессии и развитие профессиональной
компетентности;
4

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»
• рост профессиональной культуры педагогов, повышение

компетентности в области применения ИКТ;
• развитие базы методических разработок с использованием ИКТ для
развития творческого потенциала ребенка в условиях Учреждения.
Для семьи:
• сохранение здоровья ребенка и успешность его при поступлении в
школу;
• расширение области участия родителей в деятельности Учреждения
(участие в образовательном процессе, в проведении совместных
мероприятий);
• укрепление отношений взаимодействия Учреждения и семьи.
• реализация системы социального партнерства;
• расширение образовательного пространства через сотрудничество с
учреждениями дополнительного образования Кизилюртовского
района;
• повышение уровня правовой культуры всех участников
образовательного пространства;
• превращение воспитательно - образовательного пространства ДОУ в
благоприятную среду для развития индивидуальности каждого
воспитанника.
Сроки выполнения и
этапы реализации
программы

Система организации
контроля и
информационной
открытости реализации
Программы

Программа будет реализована в три этапа.
1-ый этап – подготовительный (2021-2022уч.г)
- разработка документации для успешной реализации мероприятий в
соответствии с Программой развития;
- оптимизация условий (кадровых, материально-технических и т. д.)
для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой
развития;
- начало реализации мероприятий, направленных на создание
интегрированной модели развивающего образовательного
пространства.
2-ой этап – практический (2022-2024уч.г)
- апробирование модели, обновление содержания организационных
форм, педагогических технологий;
- постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой
развития;
- коррекция мероприятий.
3-ий этап – итоговый (2024-2025уч.г.)
- реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и
распространение полученных результатов;
- анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в Программе
развития.
- контроль за ходом реализации Программы администрацией ДОУ;
- ежегодные отчеты о результатах реализации Программы (в
составе годового плана работы учреждения, публичного отчета,
анализа образовательной деятельности) на общих собраниях
коллектива и на сайте ДОУ;
5

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

Финансовое
обеспечение программы

- периодическое информирование родителей воспитанников о ходе
реализации Программы (посредством сайта, в ходе родительских
собраний, консультирования и т.д.)
Бюджетное финансирование в пределах на 2021 год и период до 2025
года.

2. Пояснительная записка.
Программа развития МКДОУ «Детский сад «Соколенок» (далее – ДОУ) – локальный акт
образовательной организации, определяющий стратегические направления развития
образовательной организации на среднесрочную перспективу. Программа как управленческий
документ развития образовательной организации определяет ценностно-смысловые, целевые,
содержательные и результативные приоритеты развития, задает основные направления
эффективной реализации муниципального задания.
Основными приоритетами развития образования в национальной образовательной инициативе
названы:
1. Внедрение профессиональных стандартов.
2. Система поддержки талантливых детей и организации совместного образования детей
инвалидов и здоровых детей (инклюзивное образование) в общеразвивающих группах ДОУ.
3. Развитие воспитательского потенциала.
4. Здоровье дошкольников.
Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не
только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования
образования ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным
результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом,
осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством
социализации личности. Особую значимость, в связи с этим, приобретает планирование работы
образовательного учреждения.
Необходимость корректировки и введение данной программы, также обусловлена
пересмотром содержания образования в ДОУ, внедрением профессиональных стандартов,
разработкой и внедрением новых подходов и педагогических технологий.
Мониторинг запросов родителей в сфере образования и воспитания показал, что родители
недостаточно информированы о формах взаимодействия ДОУ и семьи и по мере возможности
принимают участие в совместных мероприятиях. Причём степень их участи прямо
пропорциональна степени их информированности и заинтересованности. Анализ проводимых
опросов и анкетирования определяет динамику социального заказа, предъявляемого
родительской общественностью, и нацеливают на адресную работу с семьями, которая позволит
удовлетворить индивидуальные запросы родителей. Оптимизация модели взаимодействия ДОУ
и семьи связана как с желанием родителей поднять уровень развития детей, укрепить их
здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе, так и с
изменениями в системе образования. Разрабатывая пути обновления педагогического процесса,
будем учитывать тенденции социальных преобразований в селе, запросы родителей, интересы
детей, профессиональные возможности педагогов.
6

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

Программа как проект перспективного развития ДОУ призвана:
- обеспечить качественную реализацию муниципального задания и всесторонне удовлетворение
образовательных запросов субъектов образовательного процесса;
- объединить усилия всех заинтересованных субъектов образовательного процесса и
социального окружения ДОУ для достижения цели Программы.
Выполнение муниципального задания происходит в рамках направлений, представляющих
комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, нацеленных на обеспечение доступности
качественного образования в соответствии с показателями эффективности работы
образовательного учреждения. Результатом работы ДОУ по направлениям является повышение
эффективности работы образовательной организации, результатом реализации инициативных
проектов – высокий уровень удовлетворенности общества качеством дошкольного образования.
В целом она носитинновационный характер и направлена на развитие, а не только
функционирование образовательного учреждения. Отношение результатов деятельности
образования к потребностям ребенка, общества, позволяет судить о востребованности
образовательной деятельности как показателей ее эффективности.

3. Информационная справка.
Общая
информация
Название
образовательного
учреждения (по
уставу)
Тип ОУ
Вид ОУ
Учредитель

Год основания
ДОУ
Юридический
адрес
Фактический адрес
Телефон

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Соколенок»
(МКДОУ д/с «Соколенок»)
Дошкольное образовательное учреждение
Детский сад
Администрация МР «Кизилюртовский район» в лице управление
образования, начальник – Татарханов Р.Б.
Адрес официального сайта:kizilyurt-rn@mail.ru
Фактический адрес: 368120, Республика Дагестан, г. Кизилюрт, ул.
Гагарина 52 "а"
1950 г.
368118, Республика Дагестан, Кизилюртовский район, с.
Комсомольское, ул. Ленина, 32
368118, Республика Дагестан, Кизилюртовский район, с.
Комсомольское, ул. Ленина, 32
8 (928) 572-31-06
7

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

Электронная почта
Фамилия, имя,
отчество
руководителя
Устав
Лицензия
Формы
государственного
общественного
управления
Содержание
дошкольного
образования
образовательные и
воспитательные
программы

dousokolenok@mail.ru
Тагирова ЗумуратКаримулаевна

от 18 марта 2016г.
№6157 от 02 августа 2012г.
Педагогический совет, Общее собрание трудового коллектива, Совет
ДОУ.

Основная образовательная программа МКДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида «Соколенок» (составители: творческая
группа МКДОУ д/с «Соколенок»)
Федерального уровня:
- Примерная образовательная программа дошкольного образования «От
рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой;
- Инновационная программа дошкольного образования «От рождения
до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.
Регионального уровня:
- Региональная образовательная программа дошкольного образования
Республики Дагестан, под ред. Г.И. Магомедова
Парциальные программы:
Программа «Юный эколог»/ С.Н. Николаева;
Программа «Умелые ручки» (художественный труд)/ И.А. Лыкова;
Программа «Речевое развитие от 3-7 лет»/О.С. Ушакова;
Программа «Цветные ладошки» / И.А. Лыкова

Связь с социумом

Тип здания
(краткая
характеристика
здания,
территории)

Уровень МКДОУ:
Программа «Одаренный ребенок»;
Программа «Мастерская чудес»;
Программа «Здоровячок»
Составители: творческая группа МКДОУ «Детский сад «Соколенок».
Коллектив нашего детского сада тесно сотрудничает с:
- Комсомольская СОШ;
- ГИБДДКизилюртовского района
Отдельно стоящее одноэтажное здание, состоящее из двух корпусов,
общая площадь здания 600 кв. м
Имеется спортивная площадка, игровые площадки с малыми формами,
цветники, огород.

8

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

Модель МКДОУ
(количество групп,
структурных
подразделений,
дополнительных
помещений, режим
работы общий)

Детский сад
решает
следующиезадачи:

Проектная мощность детского сада – 4 группы
Фактическая мощность — 4 группы
В дошкольном учреждении функционирует 4 группы
Из них:
- 1-я младшая (2-3 года) - 1 группа
- 2-я младшая (3-4 года) - 1 группа
- средняя (4-5 лет)- 1 группа
- старшая (5-6лет) - 1 группа
Структурные компоненты:
 Групповые комнаты;
 Медицинский кабинет, 1 изолятор;
 Кабинет заведующего;
 Методический кабинет;
 Пищеблок;
 Прачечная
Общий режим работы: с 7.30. до 18.00, выходные дни – суббота,
воскресенье и праздничные дни.
1. Охрана жизни и укрепление здоровья детей, воспитание потребности
в здоровом образе жизни, развитие физических качеств и обеспечение
нормального уровня физической подготовленности и состояния
здоровья ребенка;
2. Создание условий, обеспечивающих гармоничное интеллектуальное,
эстетическое и социально-личностное развития ребёнка, приобщение
его к общечеловеческим и национально-культурным ценностям;
3. Построение взаимодействия с семьей по принципу партнерства для
обеспечения полноценного развития ребенка.

4. Анализ деятельности МКДОУ «Детский сад «Соколенок»
Реализация мероприятий Программы Развития муниципального казенного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад «Соколенок» на период 2015 – 2020 гг.
обеспечили:
- расширение информационных технологий в содержание Образовательного учреждения;
- реализацию новых подходов к формированию современной развивающей предметнопространственной среды, способствующих наиболее полному выявлению и развитию
способностей и интересов детей дошкольного возраста;
- улучшение и модернизацию материально-технической базы Образовательного учреждения;
- повышение доли педагогических и руководящих работников Образовательного учреждения,
прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по
распространению современных моделей доступного и качественного дошкольного
образования;
- изучение, обобщение и распространение опыта работы педагогов по воспитанию и обучению
дошкольников;
- организацию комплексной модели взаимодействия специалистов и педагогов, выстроенную в
соответствии с индивидуальным подходом к ребенку, для его успешной социализации,
сохранение и укрепление его здоровья;
9

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

- создание системы взаимодействия с семьями воспитанников, направленной на усиление
родительской активности, повышение ответственности родителей за воспитание и образование
детей.
Результаты Программы развития в области вариативности системыОбразовательного
учреждения на основе создания новых форм, реализующих программудошкольного
образования, показали, что детский сад функционирует стабильно в режиме развития.
Образовательное учреждение предоставляет доступное, качественное воспитание и развитие в
безопасных, комфортных условиях, адаптированных к возможностям и способностям ребенка.
Результаты Программы развития в области расширения информационныхтехнологий в
Образовательном учреждении показали, что коллектив постоянно работает над созданием
единого информационного пространства дошкольной организации:
- документация ведется в электронном варианте;
- налажена система документооборота с отделом образования и другими организациями по
электронной почте;
- разработан и регулярно обновляется официальный сайт МКДОУ «Детский сад «Соколенок»;
- воспитанники и педагоги детского сада участвуют в дистанционных конкурсах;
- воспитатели активно используют ресурсы сети Интернет для общения с родителями
воспитанников и распространения опыта работы.
Мониторинг использования ИКТ показал, что воспитатели стали более активно применять
ИКТ, чаще пользуются ресурсами сети Интернет, сами создают презентации для детей и
выступлений. Активизировалась проектная деятельность, при разработке и реализации которой
необходимы компьютерные технологии. Идет целенаправленная работа по систематизации,
обновлению и пополнению информационных ресурсов образовательного процесса.
В воспитательно-образовательном процессе активно используются материалы:
• игровые, развивающие и информационные презентации по различным образовательным
областям;
• электронное сопровождение семинаров, собраний, педсоветов, конкурсов и т.д.
Информационно-технологическое обеспечение детского сада постоянно обновляется в
соответствии с действующим законодательством и актуальными потребностями участников
образовательных отношений, что позволяет педагогам эффективно планировать
образовательную деятельность и совершенствовать свой образовательный уровень.
Результаты Программы развития в области реализация новых подходов кформированию
современной развивающей предметно-пространственной среды,способствующих наиболее
полному выявлению и развитию способностей и интересовдетей дошкольного возраста
показали, что Образовательное учреждение на 60 % оснащёно предметами и материалами,
необходимыми для всестороннего развития воспитанников.
В групповых помещениях пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно
места для занятий разнообразной деятельностью. Помещения групп Образовательного
учреждения оснащены детской и игровой мебелью, соответствующей по параметрам возрасту
воспитанников, целесообразно расставленной относительно света и с учетом размещения
центров активности детей, отведенных для игр, совместной с педагогами и самостоятельной
деятельности дошкольников. Развивающая предметно - пространственная среда соответствует
требованиям СанПиН.
Результаты Программы развития в области улучшение и модернизации материальнотехнической базы Образовательного учреждения показали, что в детском саду создаются
условия для полноценного развития детей. Работа всего персонала направлена на создание
комфорта, уюта, положительного эмоционального климата воспитанников. В Образовательном
учреждении 4 групповых помещения, 4 спальни, медицинский блок с процедурным кабинетом,
10

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

методический кабинет, пищеблок, прачечная. Все помещения детского сада оборудованы в
соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Результаты Программы развития в области повышения доли педагогических ируководящих
работников Образовательного учреждения, прошедших профессиональнуюпереподготовку и
повышение квалификации по распространению современных моделейдоступного и
качественного дошкольного образования показали, что в Образовательном учреждении нет
текучести кадров, в течение многих лет работает стабильный коллектив, который постоянно
повышает свое профессиональное мастерство.
Результаты Программы развития в организация комплексной моделивзаимодействия
специалистов и педагогов, выстроенной в соответствии синдивидуальным подходом к ребенку,
для его успешной социализации, сохранения иукрепления его здоровья показали:
В Образовательном учреждении выстроена система физкультурно-оздоровительных
мероприятий, которая включает в себя:
- обеспечение здорового образа жизни: утренняя гимнастика; физкультурные занятия;
подвижные и спортивные игры; профилактическая гимнастика (дыхательная, зрительная,
улучшение осанки, профилактика плоскостопия); соревнования, эстафеты, досуги и т.д.
гигиенические и
водные
процедуры: световоздушные
ванны,
обширное
умывание, мытьё рук до локтя и ног; игры с водой в теплое время года;
- проветривание помещений; прогулки на свежем воздухе;
- для воспитанников организовано 3-х разовое питание, а также включаются в рацион
продукты питания, обогащенные микронутриентами в соответствии с требованиями
санитарных правил и норм;
- музыкальное сопровождение режимных моментов, музыкальное оформление фона занятий;
- «минутки здоровья», включающие дыхательную, пальчиковую, артикуляционную
гимнастику, упражнения и игры на координацию речи и движения, упражнения с массажными
ковриками;
- занятия по физической культуре для детей организуются 3 раза в неделю, 1 раз в неделю на
свежем воздухе;
- пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ): занятия по основам безопасности
жизнедеятельности (ОБЖ);
- работа с родителями: оказание консультативной помощи; информационные стенды,
анкетирование, привлечение к массовым мероприятиям.
Педагоги Образовательного учреждения осуществляют непосредственное наблюдение за
индивидуальным развитием каждого ребенка, организуют все виды индивидуальной и
коллективной деятельности, взаимодействуют с родителями воспитанников.
Результаты Программы развития в области обеспечения равных стартовыхвозможностей для
получения начального школьного образования показали, что содержание Образовательной
программы обеспечивает удовлетворительную подготовку дошкольников к поступлению в
школу.
Хороший уровень подготовки воспитанников к обучению в школе обеспечивается постоянной
работой педагогического коллектива в поисках наиболее оптимальных условий для успешного
воспитания и образования детей, использованием эффективных инновационных технологий и
методик.
Результаты Программы развития в области изучения, обобщения ираспространения опыта
работы педагогов по воспитанию и обучению дошкольников показали, что обобщение и
распространение опыта работы педагогами Образовательного учреждения проходит через:
- участие в семинарах, конференциях,
11

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

- выступления и открытые показы на районных методических объединениях,
- участие в профессиональных конкурсах разного уровня.
Результаты Программы развития в области создания системы взаимодействия ссемьями
воспитанников, направленной на усиление родительской активности, повышение
ответственности родителей за воспитание и образование детей. На сайте Образовательного
учреждения разработан и систематически обновляется раздел для родителей, в котором
представлены нормативные документы, методические рекомендации. Обязательным условием
работы с родителями является проведение родительских собраний, консультаций, дни
открытых дверей, открытые просмотры, совместные праздники и развлечения, оформление
наглядной информации, привлечение родителей к оформлению творческих выставок.
Вывод. Реализация целей и задач предыдущей Программы развития выполнена в полном
объеме.

4.1. Анализ актуального уровня развития в динамике за 3 года.
4.1.1. Структура образовательного учреждения система его управления.
Управление МКДОУ «Детский сад «Соколенок» осуществляется в соответствии с законом РФ
«Об образовании» и на основании Устава детского сада.
Формами самоуправления МКДОУ являются:
-

педагогический совет;
управляющий совет;
общее собрание работников;

I
•
•
•
•

уровень управления: заведующий ДОУ
Обеспечение охраны жизни и здоровья детей.
Руководство образовательной работой.
Руководство административно – хозяйственной работой.
Руководство финансовой деятельностью.

II уровень управления: старший воспитатель
Планирование и организация воспитательно - образовательной, методической работы с учетом
профессиональных навыков, опыта работы воспитателей и специалистов ДОУ.
• Осуществление контроля за работой воспитателей и специалистов.
• Осуществление взаимосвязи в работе ДОУ и социума.
III уровень управления: педагогический коллектив (воспитатели, специалисты)
Обеспечение охраны жизни и здоровья детей
• Реализация ООП ДОУ.
• Создание условий для успешной реализации ООП ДОУ.
Основные формы координации деятельности аппарата управления образовательного
учреждения:
• годовой план работы;
• циклограмма работы;
• оперативные совещания с педагогическим коллективом;
12

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

•

совещания администрации при заведующем ДОУ;

Координация деятельности аппарата управления ДОУ регламентируется нормативноправовыми и локальными документами:
• Федеральным законом «Об образовании»;
• Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка РФ»;
• Конвенцией о правах ребенка;
• Уставом ДОУ;
• Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ;
• Основной образовательной программой ДОУ;
• Договором между ДОУ и родителем (законным представителем);
• Трудовым кодексом РФ;
• Правилами внутреннего трудового распорядка;
• Трудовым договором между ДОУ и работником;
• Другими локальными актами, документами (программами, приказами, распоряжениями
вышестоящих организаций).
Вывод. Созданная в ДОУ управленческая система соответствует Уставу образовательного
учреждения. Основные формы координации деятельности аппарата управления
образовательным процессом связаны с увеличением количества органов государственного и
общественного управления, которые охватывают все службы детского сада и участников
образовательного процесса. Соблюдение принципа демократичности в управлении приводит к
его эффективности. Таким образом, в ДОУ реализуется возможность участия в управлении
детским садом всех участников образовательного процесса. Заведующий детским садом
занимает место координатора стратегических направлений.

4.1.2. Организация методической работы в педагогическом коллективе.
Методические формы работы с кадрами, осуществляемые в ДОУ:
- педсоветы,
- теоретические и практические семинары,
- деловые игры,
- дискуссии,
- выставки, -круглые столы,
- смотры-конкурсы.
Вывод. Данная структура обеспечивает эффективность управления образовательным
учреждением и решение различных вопросов на разных уровнях, а также образует системную
модель оперативного управления качественного образования, основанную на принципах
открытости, целостности, функциональности, что подтверждается достигнутыми результатами
образовательной деятельности по итогам учебного года и анализом работы детского сада за 3
года.

4.1.3. Контингент воспитанников дошкольного образовательного
учреждения.
В МКДОУ функционируют 4 группы, из них:
• 1 группа раннего возраста (с 2х до 3х лет) - общеразвивающей направленности;
• 1 младшая группа (с 3х до 4х лет) - общеразвивающей направленности;
13

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

•
•

1 средняя группа – (с 4х до 5и лет) - общеразвивающей направленности;
1 старшая группа (с 5 до 6 лет) – общеразвивающей направленности.

Общая численность воспитанников за 3 учебных года.

Численность детей за 3 года
140 2017-2018
135
130
125
2018-2019
2019-2020
120
115
110
105
Категория 1
Ряд 1

Ряд 2

Ряд 3

Социальный состав семей воспитанников. Количество детей в семье.

2017-2018год
10
45
80

Кв. 1-многодетные

Кв. 2- 2 ребенка

Кв. 3- 1 ребенок

14

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

2018-2019 год
0
6

40
74

Кв. 1 - многодетные

Кв. 2 - 2 ребенка

Кв. 3 - 1 ребенок

2019-2020 год
0
5

40
72

Кв. 1- многодетные

Кв. 2- 2 ребенка

Кв. 3- 1 ребенок

Опекаемых воспитанников - нет. Социально неблагополучных семей – нет. Семей беженцев и
переселенцев – нет.
Сохранение контингента воспитанников - анализ движения воспитанников за 3 учебных
года, тенденции движения воспитанников и причины их выбытия.
Год выпуска

2017-2018

2018-2019

2019-2020

Зачислено на сентябрь

30

23

23

Выпущено в школу
Выбыло по медицинским показаниям

27
0

25
0

30
0

Выбыло по семейным обстоятельствам
Выбыло по другим причинам

9
0

6
0

3
0

15

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

Вывод: Ежегодно наблюдается тенденция по уменьшению числа воспитанников,
многодетных
семей.
Имеется
переукомплектованность
относительно
плановой
наполняемости ДОУ, при этом списочный состав групп общеразвивающей направленности
превышает значение, предусмотренное СанПиН 2.4.1.3049-13.

4.1.4. Взаимодействие с семьями воспитанников.
Образовательное учреждение обеспечивает родителям (законным представителям)
воспитанников открытость и доступность информации о своей деятельности в соответствии с
действующим законодательством РФ. На протяжении всего периода родители воспитанников
имели возможность участвовать в социально значимой деятельности. Родители удовлетворены
работой ДОУ, о чем свидетельствуют многочисленные положительные отзывы.

4.1.5. Качество образовательной деятельности
МКДОУ «Детский сад «Соколенок» с. Комсомольское реализует образовательную программу
дошкольного образования, разработанную на основании Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ, в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от
17.10.2013№1155), с учетом Примерных образовательных программ дошкольного образования.
В образовательной организации разработана Основная образовательная программа
дошкольного образования МКДОУ «Детский сад «Соколенок» на основе примерной
общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой.
Основная образовательная программа дошкольного образования направлена на: формирование общей культуры;
- формирование физической, интеллектуальной, нравственной, эстетических и личностных
качеств;
- формирование предпосылок учебной деятельности;
- сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Программа обеспечивает
развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с
учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физических особенностей.
Образовательная деятельность
реализуется через
реализацию и интеграцию
образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
В таких формах как: совместная деятельность детей и взрослых, самостоятельная
деятельность детей, взаимодействие с семьями воспитанников. Воспитательнообразовательный процесс — это организация специфичных для данного возраста видов
детской деятельности.

4.2. Анализ уровня развития детей дошкольного возраста.
Первостепенной задачей на протяжении многих лет является задача охраны жизни и
укрепления здоровья детей, их физического развития. Одной из главных задач на протяжении 3
лет была – развитие связной речи, для этого были отработаны методы и приемы работы, что
позволило добиться значительных результатов в области «Речевое развитие». Наилучшие
16

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

результаты достигнуты воспитанниками в области «Художественно-эстетическое развитие».
Вместе с тем воспитанники детского сада показывают невысокие показатели по таким
областям, как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Педагоги
в своей работе в большей степени ориентируются на усредненные нормативы развития.
Организованные формы работы с детьми занимают более 30% от общего времени,
предпочтение отдается групповым формам работы. Некоторые педагоги отдают предпочтение
традиционным формам работы с детьми, испытывают затруднения в ведении образовательной
работы в условиях индивидуального и дифференцированного подхода.

4.2.1. Система мониторинга достижения планируемых результатов освоения
Программы.
Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы представлены в виде целевых
ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные
характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного
образования. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм
реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития воспитанников и
видов Организации, реализующей Программу. Целевые ориентиры не подлежат
непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не
являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
В группах проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится
педагогами в рамках педагогической диагностики (или мониторинга). Результаты
педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения
образовательных задач:
•индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
•оптимизации работы с группой детей.
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества
ребенка. Система мониторинга опирается на низко формализованные (наблюдение, беседа,
совместная игра и др.)
Периодичность проведения мониторинга в группах общеразвивающей 2 раза в год (сентябрь,
май), что позволяет обеспечить возможность оценки динамики достижений детей,
сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать
ход образовательного процесса.
Показатель

2017

2018

2019

Полное освоение образовательной программы

76 %

80 %

73 %

20 %

27 %

-

-

Частичное освоение образовательнойпрограммы

24 %

Образовательная программа не освоена

-

Педагогический мониторинг в ДОУ помогает воспитателю определить индивидуальную
траекторию развития ребенка, создать благоприятные условия, способствующие развитию
детей и является личным достоянием педагога.

4.2.2. Анализ уровня готовности детей старшей группы к обучению в школе.
17

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

Благодаря проведённой всеми педагогами ДОУ работе достигнуты положительные результаты
по всем направлениям развития ребёнка, дети старшей группы готовы к обучению в школе.
Анализ работы показал, что у воспитанников МКДОУ:
- отмечается положительная динамика развития;
- дети показывают достаточный уровень освоения программы;
- отмечаются устойчиво положительные результаты воспитательно- образовательной
работы.
Таким образом, основываясь на ФГОС ДО, педагогический коллектив осознает значимость
определения результатов образовательной работы с детьми в объеме основной
образовательной программы и с учетом контингента воспитанников.
К концу дошкольного возраста все выпускники осваивают Образовательную программу
(полностью, частично), у всех дошкольников отмечается динамика развития. Анализируя
промежуточные результаты освоения образовательной программы можно отметить динамику
100% воспитанников.
Качество образовательных услуг, оказываемых дошкольной организацией находится на уровне
выше среднего, за последние 3 года имидж детского сада значительно вырос, о чем
свидетельствуют отзывы родителей воспитанников, и родителей, чьи дети готовятся к
поступлению в детский сад.
В образовательный процесс внедряются информационные технологии, педагоги владеют
проектной деятельностью. Качество образовательного процесса подтверждается успешным
обучением выпускников детского сада в школе.

4.3. Результативность реализации здоровьесберегающих технологий при
осуществлении учебно-воспитательного процесса.
Образовательное учреждение имеет одноэтажное здание, состоящее из 2 корпусов,
благоустроенную территорию. Ко всем помещениям предъявляются строгие санитарногигиенические и эстетические требования: чистота, порядок, свежий воздух, достаточное
освещение, подбор рабочего места для ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей
(роста, зрения, слуха). Режим работы ДОУ построен с учетом требованиям СанПиН.
Своевременно производятся ремонтные работы, работы по благоустройству территории.
Приведенные ниже данные подтверждают результативность физкультурнооздоровительной работы с детьми, педагоги и медицинский персонал работали в тесном
контакте, считая физическое развитие и укрепление здоровья детей ведущим направлением
в работе с дошкольниками. В прошедшем учебном году коллектив ДОУ осуществлял
систематическую физкультурно-оздоровительную работу. В течение года в ДОУ
осуществлялась комплексная система физкультурно-оздоровительных мероприятий:
- утренняя зарядка: в тёплое время года на свежем воздухе, в холодное – в группе;
- физкультурные занятия – 3 раза в неделю, одно из которых на свежем воздухе;
- физкультурные праздники и развлечения;
- ежедневные прогулки;
- дыхательная гимнастика; оздоровительная гимнастика после сна;
- закаливающие процедуры: сухое растирание, обширное умывание;
- солнечные и воздушные ванны, хождение босиком, игры с водой;
- С- витаминизация пищи;
- санитарно – просветительная работа с родителями и персоналом ДОУ.
Число дней функционирования
18

2017 - 2018

2018 - 2019

2019 - 2020

135

120

117

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

Заболеваемость в детоднях на 1 ребенка
Простудная заболеваемость, %

1,7

2

89,5%

91%

90
45

80
40
0

(от общего числа заболеваний)
I группа здоровья
II группа здоровья
III группа здоровья

0

2
91 %
85
32
0

Вывод. Результатом образовательной деятельности ДОУ является:
• освоение воспитанниками ООП;
• готовность детей старшей группы к успешному обучению в школе;
• реализация здоровьесберегающих технологий.

4.4. Содержание образовательной деятельности
Педагогический процесс в ДОУ осуществляется согласно Основной образовательной
программы
дошкольного
образования
муниципального
казенного
дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад «Соколенок». Принцип составления режима дня,
учебного плана, расписания организации образовательной деятельности и соблюдение
предельно допустимой учебной нагрузки воспитанниковразработан с учетом СанПиН
2.4.1.3049-13,
соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию.
Учебный план распределяет учебное время, используемое для усвоения ребенкомдошкольником необходимых представлений, практических навыков в процессе обучения и
воспитания, выполнение программ в процессе непрерывной образовательной деятельности по
основным направлениям образовательной деятельности.
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и
умственного напряжения детей, организовывается в первую половину дня. Для профилактики
утомления детей организуется постоянная смена видов деятельности.
В учебный план включено пять образовательных областей: познавательное развитие, речевое
развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое и физическое
развитие детей.

4.4.1. Формы и методы работы с детьми
Для детей ДОУ педагогами составляются индивидуальные образовательные маршруты
сопровождения и используются следующие методы работы:
- исследовательский;
- частично-поисковый;
- проблемный;
- проективный

4.4.2. Обеспеченность учебно-методической и художественной литературой
Учебно-методическая и художественная литература подобрана в соответствии с «Основной
образовательной программой дошкольного образования» и составляет 90 %.
19

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

Вывод. Содержание образовательной деятельности соответствует целям, и задачам
«Основной образовательной программы дошкольного образования».

4.5. Создание предметно-пространственной развивающей среды
Основой реализации Образовательной программы является развивающая предметная среда
детства, необходимая для развития всех специфических детских видов деятельности. В
детском саду она построена так, чтобы обеспечить полноценное физическое, эстетическое,
познавательное и социальное развитие ребенка. Сюда относятся природные среда и объекты,
физкультурно-игровые и спортивные сооружения в помещении и на участке, предметноигровая среда, музыкально-театральная, предметно- развивающая среда для занятий и др.
Развивающая предметно-пространственная среда групп предусматривает создание условий для
упражнений в практической деятельности, сенсорного развития, развития речи,
математических представлений, знакомство с окружающим миром, природой, основами
естественных наук. Игры, занятия, упражнения с сенсорным дидактическим материалом
способствуют развитию у детей зрительно- различительного восприятия размеров, форм,
цвета.

4.6. Кадровое обеспечение образовательного процесса.
Образовательное учреждение полностью укомплектовано педагогическими кадрами.
Квалификация педагогических работников соответствует тарифно- квалификационным
требованиям по должностям работников учреждений образования Российской Федерации,
действующим стандартам и должностным инструкциям.
Педагогический коллектив МКДОУ детского сада «Соколенок» включает:
воспитатели – 6;
музыкальный руководитель – 1.

4.6.1. Качественный анализ педагогических кадров.
Образование всех категорий педагогических кадров
0

0
14%

86%

Кв. 1-высшее

Кв. 2- средне-професс.

Стаж работы всех категорий педагогических кадров

20

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

2

3

1

1

Кв. 1 - до 3 лет

Кв. 2 - от 10 до 15 лет

Кв.3 - от 15 до 20 лет

Кв. 4 - 20 лет и более

Квалификационные категории всех категорий педагогических кадров

43%

14%

43%

Кв. 1-высшая
Кв. 2-первая
Кв. 3-соответствует занимаемой должности

Возраст всех категорий педагогических кадров

21

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

1

1

1

1

1

1
1

Кв. 1-30-34 лет

Кв. 2- 35-39 лет

Кв. 3- 40-44 лет

Кв. 4- 45-49 лет

Кв.5- 55-59 лет

Кв. 6- 60-64 лет

кв.7 - 65 и более

Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов.
Весь педагогический коллектив прошел курсы переподготовки на должность «воспитатель».
Педагогический коллектив активно повышал свой профессиональный уровень и полностью
соответствует профессиональному стандарту. В образовательном процессе с детьми педагоги
активно использовали современные педагогические технологии, педагоги представляли свой
опыт на открытых мероприятиях в МКДОУ.
Специалисты организуют с детьми музыкальные занятия, досуги и развлечения, проведение
праздников для детей и их родителей, проводят индивидуальную работу с детьми по развитию
музыкальных способностей, консультируют родителей по вопросам развития музыкальных
способностей у детей, участвуют в районных праздниках и конкурсах.

4.7. Потенциальные образовательные потребности субъектов внешнего
окружения
Мониторинг запросов родителей в сфере образования и воспитания показал, что родители
недостаточно информированы о формах взаимодействия ДОУ и семьи и по мере возможности
принимают участие в совместных мероприятиях. Причем степень их участия прямо
пропорциональна степени их информированности и заинтересованности. Наиболее полезными
формами совместной работы, с точки зрения родителей, являются: индивидуальные
консультации и помощь семье, практические семинары, родительские собрания с открытыми
показами мероприятий, совместные с родителями игровые мероприятия. В ходе
сотрудничества, примерно большая часть родителей хотели бы повысить степень своей
компетентности в знаниях о своем ребенке; 53 % - хотели бы больше узнать о воспитании
ребенка в семье; более половины - заинтересованы в усовершенствовании своих умений в
области изучения личности ребенка и практики семейного воспитания, 82,4% родителей
удовлетворены работой ДОУ в целом.
Появление новой модели ДОУ связано как с желанием родителей поднять уровень развития
детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к
обучению в школе, так и с изменениями в системе образования.
Разрабатывая пути обновления педагогического процесса, учитывались тенденции социальных
преобразований в селе, запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности
педагогов.
22

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

Необходимость введения дополнительных образовательных услуг так же предусмотрена в
обновленной Программе, так как дети должны быть вовлечены в различные виды
деятельности, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они, накапливая
эмоционально - чувственный опыт учатся придумывать, сочинять, понимать и осваивать новое,
быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и
помогать друг другу.
Исходя из выше сказанного, Программа развитие включает целевые программы, которые
отражают приоритетные направления развития учреждения. В целом она носит
инновационный характер и направлена на развитие, а не только функционирование
образовательного учреждения. Отношение результатов деятельности образования к
потребностям ребенка, общества, позволяет судить о востребованности образовательной
деятельности как показателе ее эффективности. Таким образом, период до 2025 года в
стратегии развития российского образования рассматривается как решающий инновационный
этап перехода на новое содержание и новые принципы организации деятельности системы
образования. Необходимость разработки программы развития МКДОУ на период 2020 -2025
года обусловлена важностью целей развития образования и сложностями социальноэкономической ситуации этого периода в Российской Федерации.
Поэтому стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение
доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного
развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина остается
неизменной на повестке дня. Однако в условиях экономического кризиса ее реализация
определяется не столько внешним ресурсным обеспечением развития системы образования,
сколько способностью системы образования актуализировать свой внутренний потенциал
саморазвития. Экономический кризис не может стать поводом отказа от перехода на новую
модель образования, нацеленную на обеспечение условий для удовлетворения потребностей
граждан, общества и рынка труда в качественном образовании.
Для успешного существования в современном информационном обществе, где технический
прогресс играет важнейшую роль, и формирования среды, позитивно влияющей на творческое
развитие личности, необходимо изменить подход к образовательному процессу.
Для этого требуется:
- расширение комплекса технических средств, представляющих многокомпонентную
информационно-педагогическую среду;
- разработка и внедрение новых педагогических технологий, сохранение и укрепление
здоровья воспитанников, применение здоровьесберегающих технологий в образовательном
процессе ДОУ -духовно нравственное воспитание детей.
Вывод:Актуальность создания данной Программы ДОУ обусловлена изменениями в
государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны.
Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только
актуальный, но и значимый характер. В современных условиях Актуальность создания данной
Программы ДОУ обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и
социально-экономической жизни страны. Проблема качества дошкольного образования в
последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных
условиях реформирования образования, ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся
систему. Основным результатом ее жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие
с социумом.
Анализ всех этих данных определяет динамику социального заказа, предъявляемого
родительской общественностью, и нацеливают на адресную работу с семьями, которая
позволит удовлетворить индивидуальные запросы родителей, которые желают поднять
23

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности,
подготовить их к обучению в школе.
Таким образом, проблему, стоящую перед МКДОУ «Детский сад «Соколенок», можно
сформулировать как необходимость сохранения достигнутого уровня качества образования и
воспитания, существующей динамики инновационного развития за счет актуализации
внутреннего потенциала образовательного учреждения.
Сетевое партнерство предполагает создание профессиональных сообществс целью
обеспечения качества образования, дальнейшего развития ОУ, внедрение инновационных
педагогических технологий.

5. Результаты SWOT –анализа потенциала МКДОУ «Детский сад
«Соколенок»»
Сильная сторона

Слабая сторона

Перспективы
развития
1. Кадровое обеспечение
1.Слаженный коллектив
1. Наличие молодых 1.Оптимизация
опытных педагогов.
специалистов без
системы
2. Высокая квалификация
опыта работы или с наставничества.
педагогов.
маленьким опытом
2. Повышение
3. Аттестация по плану.
работы.
квалификации на
курсах
(краткосрочных,
переподготовки). 3.
Участие в научных
конференциях,
семинарах, круглых
столах на уровне
детского сада,
района.
4. Активное участие
в конкурсном
движении на всех
уровнях.
2. Материально-техническое обеспечение
1.Наличие материально1. Недостаточность
1. Дооснастить
технической базы,
оснащения
учреждение
соответствующей
цифровой
компьютерным
современным требованиям. образовательной
оборудованием.
2. Пополнение
среды.
периодическими изданиями
методического кабинета.
3. Содержание образовательной деятельности
24

Возможные
риски
1.Большие
интеллектуальные
и энергетические
затраты.
2. Не
востребованность
интеллектуального продукта
педагогического
коллектива.

1. Недостаточное
финансирование.

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

1.Использование
парциальных и вариативных
программ в зависимости от
интеллектуальных
возможностей детей и
педагогов.
2. Высокий уровень
качества образовательных
услуг.
3. Использование
инновационных технологий.
4. Работа в рамках
экспериментальной и
инновационной
деятельности.
4.
1.Система
профилактических
мероприятий.
2. Чередование активных
видов деятельности.
3. Индивидуальный подход
к детям: формирование по
группам здоровья.
4. Наличие медицинского
кабинета (медицинская
сестра).

1.Отсутствие
программ по работе
с одаренными
детьми.

1.Разработка
программ по работе
с одарёнными
детьми.
2. Оптимизация
программ по работе
с детьми ОВЗ и
инвалидами.

Содержание оздоровительной работы
1. У части педагогов 1. Применение
преобладают
инновационного
традиционные
подхода к вопросам
подходы к
оздоровления всеми
концепции
педагогами. 2.
построения
Пропаганда
оздоровительных
здорового образа
мероприятий.
жизни среди
2. Нет
родителей.
оборудованного
спортивного зала.

1.Отсутствие у
педагогов
мотивации к
профессиональному
совершенствованию.

1. Отсутствие у
родителей и
педагогов
потребности в
здоровом образе
жизни. 2.
Непонимание
родителями
важности
соблюдения
режима и
организации
физического
развития детей в
домашних
условиях.
5. Инновационная и экспериментальная деятельность в ДОУ
1.Внедрение в
Недостаток
Продолжать
педагогический процесс
творческой
разработку и
ДОУ:
инициативы
внедрение
родителей,
инновационных

Программ
педагогов в
проектов, программ,
дополнительного
различных
технологий и форм
образования;
направлениях
работы в детском

Системы
совместной
саду.
патриотического
деятельности.
воспитания;
25

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»


Проектов в рамках
социального партнерства ,
взаимодействия всех
участников
образовательного процесса.
1.Анкетирование родителей
по оценке качества
удовлетворённости
предоставляемых
образовательных услуг,
выявлению потребностей в
образовательных и
оздоровительных услугах.
2. Дни открытых дверей.
3. Групповые досуговые
мероприятия с участием
родителей.
4. Реализация совместных
проектов.
5. Конкурсы совместных
работ детей и родителей.

6. Работа с родителями
1.Малая активность 1. Оптимизация
по участию в
деятельности в
совместных
рамках работы с
мероприятиях для
родителями (поиск
детей и родителей
новых форм и видов
(спортивных,
деятельности и т.д.).
игровых,
досуговых).
2. Нет инициативы
со стороны
родителей по
разработке
совместных
проектов и
мероприятий.

1.Перенесение на
ДОУ
ответственности
за воспитание
детей.
2. Дефицит
времени у
родителей.

6.Концепция Программы развития ДОУ.
Основной целью Программы развития является создание в Учреждении системы
интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное
дошкольное образование. А также создание условий, обеспечивающих высокое качество
результатов образовательной деятельности по формированию ключевых компетенций
дошкольников, опираясь на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и
ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей, индивидуальных способностей и
развитие творческого потенциала.
Ценность инновационного характера современного дошкольного образования и Программы
развития Учреждения направлена на сохранение позитивных достижений ДОУ. Внедрение
современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных,
обеспечение личностно – ориентированной модели организации педагогического процесса,
позволяющих ребёнку успешно адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном
социуме, развитие его социальных компетенций в условиях интеграции усилий семьи и ДОУ.
Вместе с тем инновационный характер преобразования означает исследовательский
подход к достигнутым результатам в деятельности ДОУ, соответствие потребностям
современного информационного общества в максимальном развитии способностей ребёнка.
В связи с этим, результатом воспитания и образования дошкольника должны стать
сформированные у ребёнка ключевые компетенции:
26

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

- Коммуникативная – умение общаться с целью быть понятым;
- Социальная – умение жить и заниматься вместе с другими детьми, близкими;
- Информационная – владение умением систематизировать и «сворачивать» информацию,
работать с разными видами информации;
- Продуктивная – умение планировать, доводить начатое до конца, способствовать созданию
собственного продукта (рисунка, поделки, постройки);
- Нравственная – готовность, способность и потребность жить в обществе по общепринятым
нормам и правилам;
- Физическая – готовность, способность и потребность в здоровом образе жизни.
Ценность качества образовательного процесса для ДОУ напрямую связано с ценностью
ребёнка. Стремление простроить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными
потребностями и возможностями ребёнка означает с одной стороны – бережное отношение к
ребёнку (его здоровью, его интересам, его возможностям), с другой стороны профессиональное
создание оптимальных условий для его развития в воспитательно-образовательном процессе.
Исходя из всего вышесказанного, концептуальными направлениями развития деятельности
МКДОУ «Детский сад «Соколенок» служат:
• Качество и доступность образования
• Сотрудничество
Основные принципы, которыми будем руководствоваться, выстраивая деятельность ДОУ:
-принцип системности – целостный подход, взаимодействие всех направлений и звеньев на
достижение оптимального результата – развития личности ребенка;
- принцип развивающего образования опирается на «зону ближайшего развития» и
предполагает использование новейших технологий и методик;
- принцип индивидуализации и дифференциации предполагает учет субъективного опыта,
индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов и способностей детей и взрослых; принцип гуманизации– основывается на усилении внимания к личности каждого воспитанника
как высшей ценности общества, установке на формирование гражданина с полноценным
познавательно – речевыми, моральными и физическими качествами, создании максимально
благоприятных условий для развития его творческой индивидуальности;
- принцип увлекательности – является одним из важнейших. Весь образовательный
материал, доступен и подается в игровой форме;
принцип вариативности предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом
целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка;
- принцип инновационности– определяет постоянный поиск и выбор идей, наиболее
оптимальных программ, технологий и форм работы;
- принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через собственную
деятельность под руководством взрослого.
Образ будущего ДОУ - это Учреждение, где ребенок реализует свое право на
индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, возможностями и
способностями. Педагоги развивают свои профессиональные и личностные качества;
руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив работает в
творческом поисковом режиме, основываясь на гуманных отношениях партнерского
сотрудничества.
27

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

Основной структурной единицей в процессе развития ДОУ выступает
взаимодействие участников образовательных отношений в системе «педагог- ребенокродитель».
• Родители формируют социальный заказ на уровне общественной потребности;
• Воспитатели являются непосредственным реализаторами образовательных услуг на уровне
государства;
• Дети выступают как потребители оказываемых ДОУ услуг по обучению и воспитанию,
развитию личности.
Для того чтобы педагоги могли эффективно осуществлять взаимодействие с семьей,
необходимо повышение их правовой и психолого-педагогической культуры, формирование
гуманистических взглядов на процесс образования, а также профессиональные умения
контактировать с родителями.
Таким образом, цель разработки данной концепции Программы развития ДОУ
заключается в том, чтобы способствовать организации комфортного и эффективного
процесса образования детей дошкольного возраста, содействовать всестороннему развитию
ребёнка на протяжении всего пребывания в детском саду, в том чисел и детей с ОВЗ.

7.Стратегия развития ДОУ. Основные направления по реализации
Программы развития.
Стратегия развития учреждения рассчитана на период до 2025 года. Стратегия
определяет совокупность реализации приоритетных направлений, ориентированных на
развитие Учреждения. Эти направления сформулированы в целевых подпрограммах
«Качество и доступность образования», «Сотрудничество», обеспечивающих участие в
реализации программы коллектива детского сада, родителей воспитанников, социума.
Подпрограммы взаимосвязаны между собой стратегической целью и отражают
последовательность тактических мероприятий.

7.1. 1-й этап: установочный(подготовительный, январь 2020 г. - август 2020 г.)
Цель: Создание стартовых условий для реализации программы развития.
o Информационно аналитическая деятельность по направлениям работы МБДОУ. oАнализ
актуального
состояния
материально-технической
базы,
развивающей
предметнопространственной среды, методического и дидактического обеспечения образовательного
процесса.
o Анализ профессиональных возможностей педагогического коллектива.
o Анализ работы с семьёй, выявление образовательных запросов. oРазработка нормативной
правовой документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой
развития.
o Создание условий (кадровых, материально-технических и т.д.) для успешной реализации
мероприятий.
Мероприятия

20202021

28

20212022

20222023

20232024

20242025

Ответственный

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

Проведение качественного
анализа материально-технической
базы и развивающей предметнопространственной среды.

Х

Заведующий,
ст. воспитатель

Анализ профессиональных возможностей
педагогического коллектива, выявление
резерва.

Х

Ст. воспитатель

Исследование климата в педагогическом и
детском коллективах для определения
уровня психологической комфортности.

Х

Ст. воспитатель

Проведение управленческих мероприятий
совместно с органами общественного
управления, выявление направлений
развития, пути достижения целей.

Х

Заведующий,
ст. воспитатель

Обновление образовательной программы в
соответствии с актуальным состоянием
образовательного процесса, внедрением
новых педагогических технологий.

Х

Заведующий,
ст. воспитатель

7.2. 2-й этап: деятельностно-технологический (практический, сентябрь 2020
г.– май 2025 г.)
Цель: обеспечение реализации Программы развития.
oУлучшение оснащения и материально-технической базы МКДОУ, создание условий для
реализации ФГОС ДО.
oОбеспечение физического и психического развития детей, коррекции этого развития:
oСовершенствование работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
воспитанников.
oПовышение качества дошкольного образования. Обновление содержания образовательного
процесса, с использованием инновационных программ и современных педагогических
технологий.
oСовершенствование системы мониторинга промежуточных и итоговых результатов освоения
ООП детьми.
oСовершенствование системы работы МКДОУ с семьей по вопросам воспитания и развития
детей дошкольного возраста.
Целевая подпрограмма: «Качество и доступность образования».
Проблема: наличие противоречий между содержанием современного педагогического
образования, требованиями, предъявляемыми социумом к личности, уровнем
профессиональной компетентности педагога, недостаточным материально – техническим
оснащением для ведения воспитательно – образовательного процесса с детьми с ОВЗ и
дополнительного образования детей. Необходимость разработки мероприятий, направленных
на повышение квалификации педагогов.
Блок «Кадровый потенциал»
Цель: Создать условий для профессионального роста и развития педагогических работников.
29

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

Задачи:
1. Освоение современных педагогических и воспитательных технологий и методик через
профессиональное обучение, курсы повышения квалификации, вебинары и пр.
2. Обобщение опыта лучших практик педагогических работников.
3.Создание системы стимулирования деятельности педагогических работников в ДОУ.
4. Поддержка положительного имиджа ДОУ.

30

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

Цель: Создать условия для реализации дополнительного образования детей в ДОУ.
Задачи:
1. Обучение педагогов для реализации дополнительного образования детей в ДОУ.
2. Создание материально технической базы для реализации дополнительного образования
детей в ДОУ.
31

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

3. Создание условий для участия детей в конкурсах.
Мероприятия

20202021

Анкетирование
родителей
по
выявлению социального запроса на
дополнительное образование детей в
ДОУ.
Обучение специалистов по кружковой
деятельности в ДОУ.
Регистрация программ дополнительного
образования в системе «Навигатор».
Реализация программ дополнительного
образования в ДОУ.
Участие детей в конкурсах различного
уровня.

20212022

20222023

20232024

20242025

Ответственный
Ст. воспитатель

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Ст. воспитатель

Х

Х

Х

Х

Х

Ст. воспитатель

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Педагоги
кружков
Педагоги
кружков

Блок «Здоровье»
Цель: совершенствование системы здоровьесбережения и здоровьеформирования в МКДОУ с
учетом индивидуальных особенностей дошкольников.
Задачи:
1. Создание условий для осуществления в детском саду пропаганды здорового образа жизни
среди воспитанников и их родителей.
2. Организация подготовки педагогических кадров по вопросам оздоровления и физического
развития воспитанников.
Мероприятия

Спортивный праздник «День здоровья»
Мастер-классы, вебинары,
родительские собрания, конкурсы для
родителей по здоровьесберегательным
технологиям.

20202021

20212022

20222023

20232024

20242025

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

детей всех

Х

Х

Х

Воспитатели групп
Х

Х

Х

Семинар – практикум для педагогов
«Своему здоровью скажем «Да!»
Валеологическоевоспитание
возрастных групп.

Воспитатели групп
Воспитатели групп

Семинар - практикум для родителей
«Здоровый ребенок – счастливая семья» .

Реализация кружка «Здоровячок».

Ответственный

Х

Х

Х

Х

Воспитатели групп

Х
Х

Х

32

Х

Воспитатели групп

Х

Х

Воспитатели групп

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

Блок «Инновационная деятельность в ДОУ»
Муниципальная инновационная площадка «Духовно-нравственное воспитание детей
дошкольного возраста посредством краеведческой комнаты «Дагестанский быт»
Цель: Создание условий, обеспечивающих этнокультурное воспитание детей дошкольного
возраста, формирование духовно-нравственных качеств, толерантного самосознания и
поведения, воспитание гражданского патриотизма и национального самосознания.
Задачи: 1. Определить и апробировать формы и методы формирования духовно-нравственных
качеств воспитанников в условиях дошкольного образования.
2. Продолжать создавать информационные, обучающие и другие программы методического
обеспечения образовательного процесса.
3. Вовлекать родителей и социальных партнеров для формирования духовно-нравственных
качеств воспитанников.
Мероприятия

Работа по проектам (кружковая
деятельность)
Организация праздников, фестивалей,
выставок с участием родителей и детей.

Участие детей в конкурсах разного
уровня.

20202021

20212022

20222023

20232024

20242025

Ответственный

Х

Х

Х

Х

Х

Старший
воспитатель

Х

Руководитель
инновационной
площадки

Х

Руководитель
инновационной
площадки

Х

Х

Х

Х

Создать методическую базу по
реализации
этнокультурной
составляющей в ДОУ.

Х

Х

Х

Х

Х

Руководитель
инновационной
площадки

Блок «Консультационный пункт для детей с ОВЗ «В КРУГУ ДРУЗЕЙ!»
Цель: Совершенствовать образовательную деятельность ДОУ через овладение
современными программами и технологиями, обеспечивающими целостное развитие
ребенка-дошкольника, в том числе и ребенка с ОВЗ.
Задачи:
1. Создание системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка (в
том числе и ребенка с ОВЗ) на качественное и доступное образование.
2. Соответствие уровня и качества подготовки выпускников (в том числе и детей с ОВЗ) ДОУ
требованиям ФГОС ДО.

3.

Поэтапное обновление ООП в соответствии с ФГОС и социальным заказом родителей.

4. Создание материально технической базы для ведения воспитательно-образовательного
процесса с детьми ОВЗ.
33

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

20202021

Мероприятия

20212022

20222023

20232024

20242025

Ответственный

Обновление нормативноуправленческих документов,
нормативных материалов о содержании
и структуре деятельности
консультационного пункта (положение,
приказы, формы отчетности).

Х

Сбор данных о детях-инвалидах.

Х

Х

Х

Х

Х

Медсестра

Проведение
организационного
собрания «Давай познакомимся!» с
родителями детей – инвалидов.

Х

Х

Х

Х

Х

Заведующий

Комплексное обследование по методикам
специалистов.

Х

Х

Х

Х

Х

Специалисты

Участие в ежегодных состязаниях для
детей-инвалидов, праздниках.

Х

Х

Х

Х

Х

Специалисты

Консультации по запросам родителей
(в том числе дистанционных).

Х

Х

Х

Х

Х

Специалисты

Распространение и публикация опыта
работы через средства массовой
информации, электронные ресурсы,
участие в семинарах,
научнопрактических конференциях.

Х

Х

Х

Х

Х

Заведующий,
ст. воспитатель

Разработка и систематизация
коррекционно-развивающих программ и
методик.

Х

Х

Х

Х

Х

Ст. воспитатель

Создание видеотеки и библиотеки
современных
учебно-методических
материалов

Х

Х

Х

Х

Х

Ст. воспитатель

Х

Х

Х

Х

Х

Заведующий

Х

Х

Х

Х

Х

Заведующий

Х

Х

Х

Х

Х

Муз. руководитель

Заведующий,

Приобретение комплекта
интерактивных учебно-дидактических и
развивающих пособий, для организации
занятий с детьми на современном уровне и
апробация интерактивных форм работы с
семьями.
Участие в грантовых конкурсах
республиканских площадках.
Праздник «В кругу друзей»

и

Старший
воспитатель

34

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

Подведение итогов работы
консультационного пункта на итоговом
педагогическом совете.

Х

Х

Х

Х

Х

Заведующий

Целевая подпрограмма: «Сотрудничество»
Проблема:
Содержание
родительских
собраний,
консультаций
недостаточно
дифференцированно. При взаимодействии с семьей воспитанника не учитываются
возможности и условия конкретных семей, их интересы. Недостаточное количество
родителей вовлечено в работу ДОУ.
Цель: Создать единое образовательное пространство «Детский сад – семья»
обеспечивающего целостное развитие
личности дошкольника через организацию
взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на основе социального партнерства.
Задачи:
1. Создание условий для формирования доверительных отношений родителей с
педагогическим коллективом ДОУ в процессе повседневного общения и специально
организованных мероприятий.
2. Оказание консультативной помощи семьям имеющих детей в возрасте от 0 до 7 лет.
Мероприятия

2020- 20212021 2022

20222023

2023- 20242024 2025

Ответственный

Анкетирование родителей.

Х

Х

Х

Х

Х

Старший
воспитатель

День открытых дверей .

Х

Х

Х

Х

Х

Заведующий

Совместные семейные праздники и
развлечения.

Х

Х

Х

Х

Х

Старший
воспитатель

Активизация работы сайта и группы в
социальных сетях.

Х

Х

Х

Х

Х

Заведующий

7.3. 3-й этап: итоговый (май 2025 г.– август 2025 г.)
Цели: определение эффективности проведенной работы на основе количественного и
качественного анализа.
Задачи:
1. Проведение анализа результатов реализации Программы развития, оценка эффективности.
2. Представление аналитических материалов на педсовете ДОУ, общем родительском
собрании, размещение на сайте ДОУ;
3. Определение проблемы для разработки новой Программы развития.

8. Прогнозируемый результат Программы развития на 2025 год:

35

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

Реализация Программы позволит повысить качество и обеспечить условия получения
образовательных услуг для всех категорий семей и воспитанников, не зависимо от
социального и имущественного статуса, состояния здоровья в условиях инновационного
режима развития МКДОУ «Детский сад «Соколенок».
В ходе реализации Программы предполагается достижение следующих результатов:
повышение уровня профессиональной компетенции педагогов (в рамках реализации
Профстандарта), в том числе и при работе с детьми с ОВЗ.
создание развивающей среды и материально-технической базы в группах в соответствии с
образовательными областями основной образовательной программы ДОУ, в том числе и для
детей с ОВЗ;
рост творческих достижений всех субъектов образовательного процесса, овладение
комплексом технических навыков и умений, необходимых для их реализации;
обеспечение готовности воспитанников к обучению в школе;
активное включение родителей в образовательный процесс;
создание привлекательного имиджа учреждения в глазах всех субъектов образовательного
процесса, разработка стратегии по благоустройству территории детского сада;
создание доступной среды для детей с ОВЗ.
Для воспитанников и родителей:
каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного роста
(по необходимости составлены индивидуальные образовательные маршруты развития детей);
хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их
образования;
обеспечение индивидуального психолого – педагогического сопровождения для каждого
воспитанника ДОУ, в том числе и детей с ОВЗ;
каждой семье будет предоставлена консультативная помощь в воспитании и развитии
детей, право на участие и контроля в работе детского сада.
Для педагогов:
каждому педагогу будет предоставлена возможность для повышения профессионального
мастерства;
дальнейшее развитие условий для успешного освоения педагогических технологий
(использование новинок педагогической деятельности);
поддержка инновационной деятельности (обобщение опыта, участие в педагогических
мероприятиях).
Для ДОУ:
будет налажена
система
управления качеством
(планирование, контроль, анализирование работы);
36

образования

дошкольников

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

развитие сотрудничества с другими социальными системами (Комсомольская СОШ,
спортивная школа имени Базарганова);
будут обновляться и развиваться материально-технические условия пребывания детей в
учреждении в соответствии с современными требованиями.
Таким образом, работа коллектива МКДОУ направлена на обеспечение качества
образовательного процесса посредством повышения профессионального уровня коллектива,
создания условий для целостного развития личности каждого ребенка и объективной оценки
результатов деятельности.

9.Финансовый план реализации Программы развития
Основным источником финансирования инновационного развития ДОУ на ближайшие годы
останутся бюджетные ассигнования в виде сметного финансирования и дополнительно
привлечённые бюджетные и внебюджетные ресурсы. При этом дополнительными источниками
финансирования развития ДОУ в период 2020-2025гг. станут:
- инвестиции, предусмотренные в бюджете муниципалитета на 2020-2025 годы;
- добровольные пожертвования;
- результаты участия ДОУ в конкурсах и целевых программах, проводимых на уровне
федерации, региона и муниципалитета.

10. Управление Программой развития
10.1. Угрозы и риски реализации Программы
Программа развития призвана не допустить риски, связанные с потерей таких ключевых
преимуществ ДОУ:
o конкурентоспособность образовательного учреждения и привлекательность в
родительском сообществе в связи с высокими показателями качества образования;
o конкурентоспособность воспитанников и педагогов ДОУ в системе конкурсов, олимпиад,
конференций и др;
o конкурентоспособность выпускников ДОУ в системе общего образования;
oвысокое качество и материально-техническая оснащенность образовательного процесса.
В качестве основных конкурентов рассматриваются образовательные учреждения села,
реализующие программы дошкольного образования, учреждения дополнительного
образования, реализующие программы дополнительного образования детей.
Конкурентные преимущества ДОУ определяются следующими факторами:
oстабильно высоким качеством образования;
o наличием опыта инновационной деятельности, потенциалом педагогических и
управленческих команд в области проектирования, исследований, образовательных и
организационно-управленческих инноваций;
o сопровождение детей специалистами ДОУ;
oналичием системы повышения квалификации.
Выделяются следующие группы рисков, которые могут возникнуть в ходе реализации
Программы:
37

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

Финансово-экономические риски связаны с сокращением в ходе реализации Программы
предусмотренных объемов бюджетных средств. Это потребует внесения изменений в
Программу, пересмотра целевых значений показателей.
Нормативно-правовые риски связаны с возможным возникновением пробелов в правовом
регулировании реализации деятельности учреждения, относимых к полномочиям федеральных
и региональных органов государственной власти.
Организационно-управленческие риски могут быть связаны:
- с недостатками в управлении реализацией Программой;
неверно выбранными приоритетами развития.

-с

Риски, связанные с недостатками в управлении программой, ошибки при выборе механизмов
управленческой коррекции программных мероприятий, могут быть вызваны слабой
координацией действий различных субъектов образовательной политики (учредители,
управленческая команда ОУ, органы управления образованием района и области,
научнопедагогические сообщества).
Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы
может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании
программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации.
Риски, связанные с неверно выбранными приоритетами развития, могут быть вызваны
изменениями государственной политики в сфере дошкольного образования и последующей
внеплановой коррекцией частично реализованных мероприятий, что снизит эффективность
данных мероприятий и всей программы, а также использования бюджетных средств.
Социальные риски связаны с отсутствием поддержки идей Программы со стороны субъектов
образовательного процесса.
Возможные пути устранения угроз и рисков:
1.Разъяснение идей Программы развития ДОУ.
2.Повышение профессиональной компетентности административных и педагогических кадров.
3.Организация мониторинга.
4. Научно-методическое, информационное и экспертно-аналитическое сопровождение.

10.2. Организация руководства и контроля в ходе реализации Программы
развития
Руководство и контроль в ходе реализации Программы развития осуществляется
администрацией ДОУ и представителями родительской общественности.
Система организации контроля выполнения Программы:
 Отражение плана мероприятий контроля в годовом плане ДОУ, в тематике Педагогических
советов;
 Публикации на сайте МКДОУ;
38

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

 Отчет администрации перед Педагогическим советом, общим родительским собранием;
 Участие в экспертизе образовательной деятельности;
 Участие в муниципальных, районных, республиканских семинарах, конференциях.
Инструментарий проведения контроля:
- результаты лицензирования;
- общественная экспертиза оценки качества образования ДОУ; - статистические показатели
мониторинга.
Социальный эффект от реализации программы:
- удовлетворение требований общенациональной системы качества образования и
образовательного запроса субъектов образовательного процесса на получение качественного
образовательного продукта;
- повышение рейтинга дошкольного образовательного учреждения через создание имиджа
ДОУ как детского сада общеразвивающего вида с предоставлением услуг по коррекции речи
детей и психолого-педагогической поддержки семьям, воспитывающим дошкольников с ОВЗ,
обеспечивающего гармоничное единство и взаимосвязь между достижением необходимого
уровня Государственного образовательного стандарта и сохранением здоровья
дошкольников.

39

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»

МКДОУ «Детскийсад «Соколенок»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».