Краткое описание образовательной Программы
в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО
Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения –
локальный нормативный акт, определяющий содержание дошкольного образования в
дошкольном образовательном учреждении
Программа разработана на основе:
Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее ФОП ДО),
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
(далее – ФГОС ДО)
с учетом нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования к условиям
организации дошкольного образования, а также в соответствии с федеральными,
региональными, муниципальными и институциональными нормативными документами и
локальными нормативными актами
Программа направлена на выполнение Указов Президента Российской Федерации:
от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года»,
от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на
период до 2030 года»,
от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации»,
от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей»
Программа позволяет реализовать:
1) обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской
Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на
соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
2) создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее - ДО),
ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и
социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как
знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
3) создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения
детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего
ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне
зависимости от места проживания.
Цель Программы - разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей
российского народа, исторических и национально-культурных традиций (п.41.1.ФОП ДО).
Задачи Программы разработаны на основе ФГОС ДО (п.1.6.ФГОС ДО), уточнены и
расширены в ФОП ДО.
Новые задачи (п.14.2.ФОП ДО)
обеспечение единых для РФ содержания ДО и планируемых результатов освоения
образовательной программы ДО;
приобщение детей к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство,
права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным,
гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов
России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему
миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе
учета возрастных и индивидуальных особенностей развития.
Программа состоит из:
обязательная инвариантная (часть А)
вариативная часть, формируемая участниками образовательных отношений (часть Б)
Обеспечивает физическое и психическое развитие детей в различных видах деятельности.
Структура ОП ОД раскрывают назначение ОП ДО, статус и особенности ОП.
Содержание разделов (целевого, содержательного и организационного)
1. Целевой раздел содержит:
цели, задачи, принципы ФОП
планируемые результаты освоения ФОП в разные периоды детства
подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов
2. Содержательный разделвключает:
задачи и содержание образовательной деятельности по образовательным областям во
всех возрастных группах
направления и задачи КРР, рабочую программу воспитания
иные материалы
3. Организационный разделсодержит:
психолого-педагогические
кадровые условия
МТО
примерный режим дня
примерный перечень произведений искусства
примерный календарный план воспитательной работы
ОП ДО включает:
Учебно – методическая документация
рабочая программа воспитания,
примерный режим и распорядок дня дошкольных групп,
календарный план воспитательной работы.
Иные компоненты:
планируемые результаты реализации программы,
педагогическая диагностика достижения планируемых результатов,
задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным
областям,
вариативные формы, способы, методы реализации Программы,
особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик,
способы и направления поддержки детской инициативы,
особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся
Направления обучения и воспитания – образовательные области:
«Физическое развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
Образовательная деятельность в ДОУ включает:
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных
видов детской деятельности;
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы ДО
(п.24.1.ФОП ДО).
К культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую,
коммуникативную практики, чтение художественной литературы (п.24.19.ФОП ДО)
Условия реализации Программы:
1.Психолого – педагогические
2.Кадровые
3.Материально – технические
4.Финансовые
5.Развивающая предметно-пространственная среда
Характеристика взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
Цели взаимодействия:
Обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и
семьи;
повышение воспитательного потенциала семьи.
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья
детей младенческого, раннего и дошкольного возраста
Принципы взаимодействия:
Приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка
Открытость
Индивидуально-дифференцированный подход
Возрастосообразность
Задачи взаимодействия:
Информирование родителей и общественности относительно целей дошкольного
образования, общих для всего образовательного пространства РФ, о мерах
господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об
образовательной программе, реализуемой в ДОО.
Просвещение родителей, повышение их правовой, психолого-педагогической
компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования
детей.
Создание условий для развития ответственного и осознанного родительства как
базовой основы благополучия семьи.
Построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнерских
отношений с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для
решения образовательных задач.
Вовлечение родителей в образовательный процесс.
Формы работы по взаимодействию с родителями:
Анкетирование
Родительские собрания, конференции, мастер-классы
Управление ДОУ через Управляющий совет; родительский совет
Консультирование
Родительские уголки и информационные стенды
Дни открытых дверей
Экскурсии по ДОУ
Участие в создании развивающей среды
Участие в педагогическом процессе (открытые просмотры, проекты, акции,
привлечение родителей к подготовке праздников)
Совместные мероприятия с участием воспитанников, педагогов, родителей
Общая цель воспитания в ДОУ - личностное развитие каждого ребенка с учетом его
индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе
традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского
народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и
социокультурному), другим людям, себе;
становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами (п..29.2.1.1
ФОП ДО)
Общие задачи воспитания:
1.содействовать развитию личности , основанному на принятых в обществе представлениях о
добре и зле, должном и недопустимом;
2.способствовать становлению нравственности , основанной на духовных отечественных
традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
3.создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его
готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
4.осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования и
принятия уклада, воспитывающей среды, создание воспитывающих общностей. (п.29.2.1.2
ФОП ДО).
Направления воспитания:
Патриотическое направление воспитания
Духовно-нравственное направление воспитания
Социально-коммуникатвное направление воспитания
Познавательное направление воспитания
Физическое и оздоровительное направление воспитания
Трудовое направление воспитания
Эстетическое направление воспитания
Концептуальные положения воспитательной системы ДОУ
формирование общей культуры, духовно-нравственных ценностей, развитие
физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств,
формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья
воспитанников,
создание комфортных, безопасных условий для всестороннего развития, воспитания
детей, их успешной социализации,
сплочение и консолидация коллектива ДОУ, укрепление социальной солидарности,
повышение доверия личности, к жизни в России, согражданам, коллегам, обществу,
настоящему и будущему малой Родины, Российской Федерации, на основе базовых
ценностей Российского гражданского общества и развитие у подрастающего поколения
навыков позитивной социализации
Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028
«Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 N 71847)
htt :// ubli ti n. r v .g v.ru/D um nt/Vi w/0001202212280044