Основная образовательная программа дошкольного образования МКДОУ «Детский сад «Соколенок»
Описание образовательной программы
Краткая презентация Программы
Возрастные и иные
категории детей, на которых ориентирована Программа
Образовательная программа муниципального казенного
дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида
«Соколенок» с. Комсомольское (далее Программа) является нормативно
управленческим документом и согласно Федеральному государственному
образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) определяет
объем, содержание, планируемые результаты (целевые ориентиры дошкольного
образования), организацию образовательной деятельности и обеспечивает
построение целостного педагогического процесса.
Образовательная Программа обеспечивает целостное развитие
детей в возрасте от 2 до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей по основным направлениям – социально – коммуникативному,
познавательному, речевому, художественно – эстетическому и физическому;
достижение воспитанниками готовности к школе. Программа охватывает возрастные
периоды физического и психического развития детей: ранний возраст (от 2 до 3
лет: вторая группы раннего возраста); дошкольный
возраст (от 3 до 6 лет: младшая, средняя, старшая группы).
Режим работы ДОУ представляет годовой цикл: с сентября по
май – воспитательно - образовательная работа; с июня по август – летняя
оздоровительная работа.
Пятидневная рабочая неделя с 10,5 часовым пребыванием детей
с 7.30 до 18.00 часов.
Выходные дни – суббота, воскресенье, праздничные дни.
Разделение детей на возрастные группы осуществляется в
соответствии с закономерностями психического развития ребенка и позволяет более
эффективно решать задачи по реализации Программы дошкольного образования с
детьми, имеющими, в целом, сходные возрастные характеристики.
В ДОУ функционируют следующие возрастные группы:
•
для детей от 2 до 3 лет (группа раннего
возраста);
•
для детей от 3 до 4 лет (младшая группа);
•
для детей от 4 до 5 лет (средняя группа);
•
для детей от 5 до 6 лет (старшая группа);
Содержание Программы и организация образовательного
процесса учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей,
воспитывающихся в МКДОУ «Детский сад «Соколенок».
Общий состав групп: 4
Количество детей: 100
Образовательный процесс в ДОУ строится с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей воспитанников. Воспитание и обучение
воспитанников осуществляется на государственном языке РФ – русском.
ДОУ могут посещать дети дошкольного возраста с ОВЗ.
Срок реализации образовательной программы: 5 лет.
Программу реализуют педагогические работники (по штатному
расписанию)
Заведующий – 1
Воспитатели – 6
Музыкальный руководитель – 1
Инструктор по физическому развитию- 1
Составляющие Программы обязательная часть и часть,
формируемая участниками образовательных отношений, служат механизмом реализации
ФГОС ДО и раскрывают принципы, методы, приемы и порядок организации совместной,
партнерской деятельности детей и взрослых в пространстве и во времени, а также
подходы к интеграции образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
Настоящая Программа разработана и утверждена организацией в соответствии с ФГОС
ДО.
Обязательная часть программы разработана на основе
Инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.
Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой 2019 год – Издание пятое
(инновационное), испр.и доп.- М.МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2019- с336. и Примерной общеобразовательной
программы дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 2014 год (так как инновационное
издательство программы не отрицает и не заменяет предыдущие варианты Программы,
а дополняет и расширяет их.) с включением парциальных программ:
1. «Юный эколог» / С.Н. Николаева
2. «Цветные ладошки» / И.А. Лыкова
3. «Развитие речи» / О.С. Ушакова
Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации основной
образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования, Уставом МКДОУ,
реализуемой образовательной программой МКДОУ «Детский сад «Соколенок» с.
Комсомольское с учетом регионального компонента, на основе анализа результатов
предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей,
социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.
Цель реализации основной образовательной программы
дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования: создание
благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,
формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических
и физических качеств в соответствии возрастными и индивидуальными
особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок
к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности
дошкольника.
Главная цель российского образования была сформулирована в
майском Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
«Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе
духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и
национально - культурных традиций».
Эта цель является главной целью программы «От рождения до
школы».
Реализация Программы направлена на:
- создание
ПДР (пространство детской реализации);
- поддержку детской
инициативы, творчества, развитие личности ребенка;
- создание
условий для самореализации ребенка;
- создание
каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей
и способностей, так как задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном
ускорении развития дошкольника, и не в форсировании сроков и темпов перевода
его на «рельсы» школьного возраста;
- обеспечение
разнообразия детской деятельности – близкой и естественной для ребенка: игры,
общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной,
изобразительной, музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность,
тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе;
- ориентацию
всех условий реализации программы на ребенка, создание эмоционально -
комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития.
Достижение поставленной цели предусматривает решение
следующих задач:
- обеспечение
оптимального сочетания классического дошкольного образования и современных
образовательных технологий;
- охрану
и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
- обеспечение
равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период
дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение
преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках
образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- создание
благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и
творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими
детьми, взрослыми и миром;
- объединение
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил,
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование
общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной
деятельности;
- обеспечение
вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм
дошкольного образования, возможности формирования Программ различной
направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;
- формирование
социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение
психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей.
Все части
Программы являются взаимодополняющими и целесообразными с точки зрения
реализации требований ФГОС ДО. Программа реализуется в течение пяти лет
пребывания детей в ДОУ.
Программа может
корректироваться в связи с изменениями:
- нормативно-правовой
базы ДОУ,
- образовательного
запроса родителей,
- видовой
структуры групп,
- выходом
примерных основных образовательных программ.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности
ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель —
создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с
семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности
разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с
воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на
участие в жизни детского сада.
Родителям и воспитателям необходимо преодолеть
субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки
критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих
проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.
Основные задачи
взаимодействия детского сада с семьей:
- изучение
отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения,
развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и
семье;
- знакомство
педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а
также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании
дошкольников;
- информирование
друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях
детского сада и семьи в решении данных задач;
- создание
в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам
сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия
педагогов и родителей с детьми;
- привлечение
семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях,
организуемых в районе (городе, области);
- поощрение
родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям
ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Виды взаимоотношений
ДОУ с семьями воспитанников:
Сотрудничество – общение на равных, где ни одной из сторон
взаимодействия не принадлежит привилегия указывать, контролировать,
оценивать.
Взаимодействие – способ организации совместной
деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с
помощью общения.
Основные принципы взаимодействия с семьями
воспитанников:
• Открытость
ДОУ для семьи.
• Сотрудничество
педагогов и родителей в воспитании детей
• Создание единой
развивающей среды, обеспечивающей одинаковые подходы к развитию ребенка в семье
и детском саду