Основная образовательная программа дошкольного образования МКДОУ «Детский сад «Соколенок»
Описание образовательной программы
Краткое описание образовательной
Программы
в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО
Образовательная программа дошкольного
образовательного учреждения –
локальный нормативный акт, определяющий содержание
дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении
Программа разработана
на основе:
§ Федеральной
образовательной программы дошкольного образования (далее ФОП ДО),
§ Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее –
ФГОС ДО)
с учетом нормативных правовых актов, содержащих
обязательные требования к условиям организации дошкольного образования, а также
в соответствии с федеральными, региональными, муниципальными и
институциональными нормативными документами и локальными нормативными актами
Программа
направлена на выполнение Указов Президента Российской Федерации:
§ от
07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года»,
§ от
21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период
до 2030 года»,
§ от
02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»,
§ от
09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
Программа
позволяет
реализовать:
1) обучение и воспитание ребенка дошкольного
возраста как гражданина Российской Федерации,
формирование основ его гражданской и культурной идентичности на
соответствующем его возрасту содержании
доступными средствами;
2) создание единого ядра содержания дошкольного
образования (далее - ДО), ориентированного на
приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным
ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и
уважающего историю и культуру своей
семьи, большой и малой Родины;
3) создание единого федерального образовательного
пространства воспитания и обучения детей от
рождения до поступления в общеобразовательную организацию,
обеспечивающего ребенку и его родителям
(законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от
места проживания.
Цель
Программы - разностороннее развитие ребенка в период
дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе
духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и
национально-культурных традиций (п.41.1.ФОП
ДО).
Задачи
Программы разработаны на основе ФГОС
ДО (п.1.6.ФГОС ДО), уточнены и расширены в ФОП ДО.
Новые задачи (п.14.2.ФОП
ДО)
§ обеспечение
единых для РФ содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной
программы ДО;
§ приобщение
детей к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы
человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая
семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России;
создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру,
становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
§ построение
(структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета
возрастных и индивидуальных особенностей развития.
Программа состоит
из:
§ обязательная
инвариантная (часть А)
§ вариативная
часть, формируемая участниками образовательных
отношений (часть Б)
Обеспечивает физическое и психическое развитие детей
в различных видах деятельности.
Структура ОП ОД раскрывают назначение ОП ДО, статус
и особенности ОП.
Содержание
разделов (целевого, содержательного и организационного)
1. Целевой раздел содержит:
§ цели,
задачи, принципы ФОП
§ планируемые
результаты освоения ФОП в разные периоды детства
§ подходы
к педагогической диагностике достижения планируемых результатов
2. Содержательный разделвключает:
§ задачи
и содержание образовательной деятельности по образовательным областям во всех
возрастных группах
§ направления
и задачи КРР, рабочую программу воспитания
§ иные
материалы
3. Организационный разделсодержит:
§ психолого-педагогические
§ кадровые
условия
§ МТО
§ примерный
режим дня
§ примерный
перечень произведений искусства
§ примерный
календарный план воспитательной работы
ОП
ДО включает:
Учебно
– методическая документация
§ рабочая
программа воспитания,
§ примерный режим и распорядок дня дошкольных групп,
§ календарный
план воспитательной работы.
Иные
компоненты:
§ планируемые
результаты реализации программы,
§ педагогическая
диагностика достижения планируемых результатов,
§ задачи
и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным областям,
§ вариативные
формы, способы, методы реализации Программы,
§ особенности
образовательной деятельности разных видов и
культурных практик,
§ способы
и направления поддержки детской инициативы,
§ особенности
взаимодействия педагогического коллектива с
семьями обучающихся
Направления обучения и воспитания – образовательные
области:
§ «Физическое
развитие»
§ «Социально
– коммуникативное развитие»
§ «Познавательное
развитие»
§ «Речевое
развитие»
§ «Художественно
– эстетическое развитие»
Образовательная деятельность в ДОУ включает:
§ образовательную
деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской
деятельности;
§ образовательную
деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов;
§ самостоятельную
деятельность детей;
§ взаимодействие
с семьями детей по реализации образовательной программы ДО (п.24.1.ФОП ДО).
К культурным практикам относят игровую, продуктивную,
познавательно-исследовательскую, коммуникативную практики, чтение
художественной литературы (п.24.19.ФОП ДО)
Условия
реализации Программы:
1.Психолого – педагогические
2.Кадровые
3.Материально – технические
4.Финансовые
5.Развивающая предметно-пространственная
среда
Характеристика
взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
Цели взаимодействия:
§ Обеспечение
единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи;
§ повышение
воспитательного потенциала семьи.
§ Обеспечение
психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в
вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего
и дошкольного возраста
Принципы взаимодействия:
§ Приоритет
семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка
§ Открытость
§ Индивидуально-дифференцированный
подход
§ Возрастосообразность
Задачи взаимодействия:
§ Информирование
родителей и общественности относительно целей дошкольного образования, общих
для всего образовательного пространства РФ, о мерах господдержки семьям,
имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе,
реализуемой в ДОО.
§ Просвещение
родителей, повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в
вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей.
§ Создание
условий для развития ответственного и осознанного родительства как базовой
основы благополучия семьи.
§ Построение
взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с
родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения
образовательных задач.
§ Вовлечение
родителей в образовательный процесс.
Формы работы по взаимодействию с
родителями:
§ Анкетирование
§ Родительские
собрания, конференции, мастер-классы
§ Управление
ДОУ через Управляющий совет; родительский совет
§ Консультирование
§ Родительские
уголки и информационные стенды
§ Дни
открытых дверей
§ Экскурсии
по ДОУ
§ Участие
в создании развивающей среды
§ Участие
в педагогическом процессе (открытые просмотры, проекты, акции, привлечение
родителей к подготовке праздников)
§ Совместные
мероприятия с участием воспитанников, педагогов, родителей
Общая
цель воспитания в ДОУ
- личностное развитие каждого ребенка с
учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского
общества, что предполагает:
§ формирование
первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа,
социально приемлемых нормах и правилах поведения;
§ формирование
ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному),
другим людям, себе;
§ становление
первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными
ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами (п..29.2.1.1 ФОП ДО)
Общие
задачи воспитания:
1.содействовать развитию личности , основанному на
принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
2.способствовать становлению нравственности ,
основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности
поступать согласно своей совести;
3.создавать условия для развития и реализации
личностного потенциала ребенка, его готовности
к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
4.осуществлять поддержку позитивной социализации
ребенка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды,
создание воспитывающих общностей. (п.29.2.1.2 ФОП ДО).
Направления
воспитания:
§ Патриотическое
направление воспитания
§ Духовно-нравственное
направление воспитания
§ Социально-коммуникатвное
направление воспитания
§ Познавательное
направление воспитания
§ Физическое
и оздоровительное направление воспитания
§ Трудовое
направление воспитания
§ Эстетическое
направление воспитания
Концептуальные
положения воспитательной системы ДОУ
§ формирование
общей культуры, духовно-нравственных ценностей, развитие физических, интеллектуальных,
нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок
учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья воспитанников,
§ создание
комфортных, безопасных условий для
всестороннего развития, воспитания детей, их успешной социализации,
§ сплочение
и консолидация коллектива ДОУ, укрепление социальной солидарности, повышение
доверия личности, к жизни в России, согражданам, коллегам, обществу, настоящему
и будущему малой Родины, Российской Федерации, на основе базовых ценностей
Российского гражданского общества и развитие у подрастающего поколения навыков
позитивной социализации
Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028
«Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 N 71847)
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044